понеділок, 18 вересня 2017 р.

Шоколадный домик, апрель 2015

Ах, какое же «вкусное» название у этого домика – Шоколадный! Такое название прижилось из-за цвета – здание окрашено коричневой краской, очень правильного оттенка, ну чистый шоколад. И для ценителей архитектуры этот объект является действительно «аппетитным» - в нём сохранились аутентичные интерьеры, выполненные в различных стилях. С самого начала своего существования дом считался шикарным и оригинальным, теперь же он и вовсе бесценен.
Шоколадный домик – цвета плитки шоколада. Специальные исследования подтвердили – таким коричневым он был всегда, ни разу не перекрашивался в другой цвет
 
Домик появился здесь в начале ХХ века. Ранее на этой территории была большая усадьба, принадлежащая эстляндской (эстонской) баронессе Софье Икскюль-Гильденбандт. В апреле 1899 года её сын продал небольшую угловую часть усадьбы купцу Могилёвцеву, и уже тот выстроил себе наш бесподобный «вкусный» особняк, которым восхищаются до сих пор.
Эстонские же бароны в обиде не остались – по соседству с нашим Шоколадным домиком в 1902 году они отгрохали доходный дом «Розовый замок», так же шедевр архитектуры. Но их творенью повезло меньше – внутри от оригинальных интерьеров не сохранилось ничего.
Розовый замок эстляндских баронов Икскюль-Гильденбандт. До сих пор внутри идёт какая-то реконструкция, начатая в 2000-х годах. Архитектор здания – Николай Вишневский. Некоторое время в доме проживал писатель Николай Бажан. На лестнице дома снимался короткий эпизод из 4 серии потрясающего фильма «Адъютант его превосходительства», при этом мелькнул в фильме и наш Шоколадный дом.

Могилёвцев Семён Семёнович, заказавший для себя строительство Шоколадного домика, родился в 1842 году. Он являлся лесопромышленным магнатом - ему принадлежала первая в Киеве паровая лесопилка. Могилёвцев занимался торговлей лесом и деревообработкой вместе со своими братьями – младшим Павлом и старшим Николаем. Семья была родом из Брянска и принадлежала древнему купеческому роду. В Брянске же и был их основной бизнес – там на берегах Десны они выстроили несколько заводов. Приблизительно с 1876 года Семён Семёнович «в интересах бизнеса» проживал в Киеве, и уже здесь продвигал «общее дело братьев». Здесь же он решил и выстроить для себя особняк, ставший одним из чудес Киева.
Дом был построен всего за три года - новое жилище Могилёвцева было «сдано в эксплуатацию» в 1901 году. Считается, что автором проекта является академик архитектуры Владимир Николаев, но прямых документальных свидетельств этому до сих пор не найдено.
Портрет Могилёвцева С.С. – картина выставлена на втором этаже особняка

Дом украшен кадуцеями – аллегорическими жезлами античного бога торговли Меркурия.
Жезлы обвиты змеями. Такая символика означает, что хозяин дома занимается торговлей

Могилёвцев, будучи весьма состоятельным человеком, поселившись в новом уникальном доме окружил себя дорогими вещами – наверное, он любил комфортный и престижный уровень жизни. Дом был настолько прекрасен, что киевляне мигом состряпали легенду, якобы хозяин выстроил его ради тайных свиданий с любимой, но замужней женщиной. На мой личный взгляд эта легенда больше напоминает сплетни бабушек, сидящих у подъездов – уж нельзя себе и жильё обустроить по собственному вкусу, тут же что-то придумают.
При своей любви к красивой жизни Могилёвцев не был жадиной – крупные суммы он жертвовал на благотворительность, благодаря его средствам город получил множество зданий, например, в 1911 году он выстроил больницу. А главное приобретение Киева благодаря Могилёвцеву – красивейший нынешний Дом учителя (создававшийся как Педагогический музей имени Цесаревича Алексея), строительством которого занимался архитектор Павел Федотович Алёшин. И ещё - именно Семён Семёнович предложил осветить крест на памятнике святого Владимира (что описано в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия»). Кроме того, Могилёвцев отдавал музеям все археологические предметы, найденные при различных работах.
Человек он был настолько уникальный, что царь Николай I даже подарил ему чин дворянина «статский советник», что считается крайне невероятным случаем. Царь же так прокомментировал свой подарок: «Вне правил, за выдающиеся достижения перед Родиной».
Дом учителя. Фото совсем неудачное, но уж какое есть. Внутри была лишь однажды

Умер Семён Семёнович дома, 10 августа 1917 года. Наверное, его счастье, что не дожил пару месяцев до революции – смотреть, как рушится привычный мир невыносимо, слишком уж страшное то было время. Поскольку семьёй и детьми он так и не обзавёлся, завещал всё своё имущество племянникам.
Место погребения Могилёвцева неизвестно – у нас пишут «похоронен на родине в Брянске», там же считают, что вероятное место захоронения – Киев.

После смерти Семёна Семёновича в его доме проживали по очереди различные деятели. Но какая-то несчастливая у них оказалась судьба – практически все в последствии оказались арестованы, некоторые расстреляны. Двадцатые-тридцатые годы ХХ века были страшнее чем война. Арестовывали тихо, ночью, врагом народа мог оказаться кто угодно и в любой момент. Люди боялись лишнего слова, лишнего взгляда.
Страдания самого Шоколадного домика начались практически сразу же после смерти хозяина. Во времена гражданской войны ценная деревянная обшивка сдиралась на отопление, в топку же шли и книги из библиотеки. И ещё – бесконечные косметические ремонты в новом стиле советского времени – быстренько закрасить всю «мещанскую позолоту» каким-нибудь пролетарским равноправным цветом. Говорят, во времена Лазаря Кагановича два зала вообще были закрашены в чёрный цвет, а окна закрывали чёрные шторы.

В 1934 году дом навсегда перестал быть жилым – в нём была проведена реконструкция, консультантом при этом выступал Алёшин. С тех пор различные организации сменяли друг друга, поселяясь там на некоторое время. Вначале это было страшное НКВД, потом что-то ещё, и ещё, пока в 1960 году в нём не организовали Дворец бракосочетаний.

Наконец в «Шоколадке» поселилась радость! Именно в этот период дом приобрёл самую широкую известность. Конечно, на экскурсии в него не пускали, но уж знали про этот дом все. И именно поэтому мы с моей верной подругой Ирой направились на экскурсию сюда сегодня – наши родители, и мои, и её, вступили в брак в Шоколадном домике!   
Когда я спросила у мамы: «Ну как там всё было?», она ответила: «А я там помню!...». Да, день собственной свадьбы – не тот момент, когда обращаешь внимание на цвет стен и прочие детали интерьера. Впрочем, мама вряд ли могла, кроме парадного зала, увидеть что-то из того, что увидели мы с Ирой сегодня – всё было закрашено!
Правда ли, что расписавшись в Шоколадном доме вся дальнейшая семейная жизнь была «как в шоколаде»? Вряд ли. По-моему, во времена тотального дефицита продуктов, когда мяса как такового в магазинах не было, ни одна женщина не сможет чувствовать себя счастливой. Но всё-таки роспись в историческом особняке – это было красиво, и это память на всю жизнь! Недаром сюда продолжают приезжать свадьбы – для «сладкой фотосессии».
Невеста – двое мужчин проделывают с ней какие-то манипуляции

В 1982 ЗАГС перенесли в другое место, здание уже требовало срочного ремонта, и сюда пришли реставраторы и детские организации. Хронологию отследить сложно – здание передавалось с одного баланса на другой, финансирование было то интенсивным, то прекращалось вовсе, периодами здание стояло заброшенным. Его реставрировали, потом открыли в нём шахматно-шашечный клуб, снова реставрировали, затем появилась Детская картинная галерея – как-то так, всё вперемешку и кусками. В итоге галерея закрылась в 1989 году и здание простояло закрытым 20 лет! (И счастье, что простояло – в наше время без всяких лишних разговоров уничтожаются исторические строения и на их месте, как грибы, растут модные Торговые Центры.)

Удача улыбнулась дому вновь в 2009 году. В очередной раз его передали на другой баланс – теперь помещение стало Филиалом Музея русского искусства. Его дирекция приняла практически героическое решение открыть не до конца отреставрированный дом, и уже в начале 2010 года «Шоколадка» приняла первых посетителей.

Только теперь мы смогли оценить комплексный проделанный труд, результат поэтапного «рваного» восстановления дома – какая же была проведена колоссальная работа!
По уникальной технологии укреплены балки – прогнившие деревянные усилены железными. И главное – восстановлены стены, ведь всё здесь было закрашено. Чтобы открыть аутентичные росписи мастера сантиметр за сантиметром снимали до 20 слоёв извёстки и красок! Местами отсутствовала и лепнина – её изготавливали по найденным существующим фрагментам-образцам.
К сожаленью, из-за полного прекращения поступления средств, здание всё ещё требует ремонта. Но это всё уже мелочи. Например, на фото ниже – потолок. Когда я на него смотрю, он кажется катастрофой! Но если знать, какой объём работы по спасению дома проделан с самого начала, эту дырку в потолке просто перестаёшь замечать.
Потолок на «лестничной клетке» сейчас. Последним просит реставрации!

Постоянной экспозиции на данный момент внутри домика нет – лишь временные «наезжие» выставки. Периодически здесь проводятся концерты, лекции, творческие вечера и встречи. А недавно начали организовывать модные нынче «Ночи в музее» - «Вечер в «Шоколадном домике» с сюрпризами», как проанонсировано на страничке в Фейсбуке. В такие вечера здесь можно встретить Шоколадницу, Алису и Шляпника.
Афиша «ночи» в Шоколадном домике

Мы же с Ирой пришли на экскурсию в традиционное для нас утреннее время. Открываем массивную дверь – и вот мы внутри!
В интернете прочитала множество отзывов по поводу «приветливости» персонала – бывшие посетители устроили настоящий диспут: кто-то ругает сотрудников музея, кто-то, наоборот, нахваливает. Я в двух словах опишу нашу ситуацию – экскурсию по дому, даже при условии полной её оплаты, нам провести по дому отказались, сославшись на то, что нас всего лишь двое: «а вдруг сейчас придут, и им будет нужнее!». Конечно же, такой подход не мог нам понравиться – в некоторых музеях экскурсию проводили для меня одной. В остальном же каких-то особых замечаний к смотрительницам у меня нет.

Итак, начинаем осмотр!
Первый этаж служил для Могилёвцева конторой по его промышленным делам, поэтому здесь изначально всё было простенько, а реставраторы и не стремились восстановить что-нибудь уникальное. Словом, тут проведён обычный косметический ремонт.
И сейчас (апрель 2015 года) на первом этаже расположилась одна из временных выставок. Нам повезло – это персональная выставка работ и коллекций Миловзорова Александра Петровича. Это очень разноплановый художник, работает в совершенно разных стилях и жанрах, что очень редко встречается среди художников – чаще они вырабатывают свой авторский стиль, и в нём клепают работы. А Александр Петрович работает даже с текстилем, керамикой, стеклом, кованным металлом, не говоря уже о графике и живописи. Среди произведений Миловзорова есть монументальные работы, например, именно он оформлял станции метро «Тараса Шевченко» и «Олимпийская». В его активе – оформление интерьеров ресторана, филармонии, библиотеки. А ещё Александр Петрович – коллекционер старинных предметов. Началось «собирательство» с чернильниц и перьев, поскольку работа с тушью и пером подразумевает использование этих предметов, продолжилось увлечение посудой и фарфором, потому как работает так же и со стеклом, а затем пришёл черёд просто старинных предметов – ведь их уже никогда не будет. Приобретённые вещи художник заботливо расставляет на полки в мастерской, и так из окружающей художника старины появился целый ряд картин – «Полочка в мастерской». Серию этих работ Александр Петрович не называет натюрмортами (ведь это слово означает «мёртвая натура»), а объединяет их немецким «тихая жизнь» - ведь эти предметы словно живут на картинах, и в жизни они действительно получили вторую жизнь, ведь их не выбросили на свалку по сроку давности!
 
Фотопортрет художника в обработке – на стенде перед экспозицией

Общая панорама выставочной комнаты

Чернильницы, конец XIX – начало XX века, фарфор

Письменные приборы

Веер. Слоновая кость, ткань начало XIX века

Веер. Пергамент, перламутр, XIX век

А теперь вещи из собранной коллекции художника – на картинах. «Полочки в мастерской художника»!

Масло, 2002 год


Выставка осмотрена, и теперь мы отправляемся «поглазеть» непосредственно на Шоколадный домик. Самые интересные комнаты, отделанные в разных стилях, расположены на втором этаже. Поднимаемся туда по лестнице! Можно сказать, легендарной лестнице - именно на ней проводилась свадебная фотосъёмка, гости выстраивались за молодыми на ступеньках «так чтоб всех было видно, подвиньтесь чуть правее, сейчас вылетит птичка...»!
Та самая лестница. Скольких гостей она выдержала!

Начинаем кружить по кругу – все комнаты являются проходными, по ним можно передвигаться, как по вагонам поезда. Такой стиль расположения комнат принадлежит традиционной дворцовой архитектуре, где проводилось много приёмов и торжеств. В каждом помещении установлены стенды с фотографиями – как интерьеры выглядели до и после реставрации 1934 года, фото взяты из личного архива архитектора Павла Алёшина.

Первая комната, куда мы попадаем, оформлена в мавританском стиле. Потолок украшен резными кессонами, а стены – гипсовыми панелями. Совсем недавно, в ноябре 2014 года, сюда и в другие залы были возвращены некоторые предметы мебели. Счастье, что они сохранились – всё это время находились в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины. Вся мебель в доме выполнена в индивидуальном стиле каждой комнаты, даже отделка стульев и диванов повторяет узоры стен.
Комната в мавританском стиле

Потолок в мавританской комнате заслуживает отдельного восхищения

Вернувшееся домой кресло

Далее – столовая в стиле ренессанс, её ещё называют Красный зал. Стены украшены гирляндами фруктов! Именно этот зал якобы был закрашен чёрным. «Якобы» - потому что не верится в этот ужас и варварство… Может, это всё-таки легенда?
К слову, паркет из красного дерева из этой и других комнат был вывезен в неизвестном направлении уже при реставрации 1980-х годов – уехал и забыл вернуться…
Столовая


 
Найденная мебель

 
Буфет в готическом стиле – возвращён домику в 2014 году вместе с другими предметами. Резьба на дверцах – настоящие картины, выполненные по мотивам гравюр Поля Гюстава Доре на библейские темы. Слева направо верхние крупные дверцы: «Смерть Авимелеха», «Суд Соломона», «Царица Есфирь обвиняет Амана». Нижний ряд створок остаётся пока для меня неопознанным

Непосредственно гравюры Доре – можете сравнить с буфетом. «Смерть Авимелеха»

«Суд Соломона» (средняя на буфете). Нужно отметить, что Доре за всю свою жизнь так и не получил художественного образования, но рисует он, по-моему, божественно!

«Царица Есфирь»

Теперь – нежный будуар в стиле модерн. Стены украшены витиеватыми узорами из маков и васильков, позолоченный багет-лепнина – ряд букетов из нарциссов и барвинка, на потолке разгуливает павлин и цветут астры. Богатая, именно что «модерновая» изысканная комната. А ведь это всё в советский период так же было беспощадно закрашено! И как поднялась рука на эту красоту?
Стены зала в стиле модерн

На потолке можно увидеть изображение женского лица. Это – портрет великой актрисы Сары Бернар. Такой её изобразил не менее великий чешский художник Альфонс Муха на своём плакате, на потолке – копия этого плаката.
Потолок: астры и павлин. Люстра подходит сюда, как «здрасьте». Виден «вверх ногами» небольшой фрагмент портрета Сары – вот такой я горе-фотограф! Давно заметила – если очень хочу посетить какое-то место, по прибытии туда впадаю в ступор и делаю ужаснейшие снимки.

Плакат Альфонса Мухи, с которого сделана копия на потолке. 1896 год

Альфонс Муха – уникальный художник. Он расписывал дворцы и замки, придумывал оригинальные интерьеры, создавал витражи, рисовал эскизы к ювелирным украшениям. А для Сары Бернар на протяжении шести лет создавал костюмы, декорации, рекламные плакаты и театральные афиши – к её представлениям. Иногда ошибочно полагают, что на этом плакате Сара изображена в роли Мелисинды из спектакля «Принцесса Грёза» по пьесе Эдмона Ростана. Действительно, Альфонс Муха создал для Сары для этого спектакля подобное украшение – тиару с алмазными лилиями. Но плакат нарисован в честь банкета для Сары, устроенного её друзьями в Париже, на нём голова Бернар украшена живыми лилиями.

Почему же в этой комнате изображена Сара? Правдивого ответа мы уже никогда не узнаем. Думаю, это была дань моде – в тот период имя Альфонса Мухи не сходило с уст всей Европы, он «был модным», его работами восхищались, а афиши с анонсом спектаклей с Сарой парижанами срезались по ночам с рекламных тумб, дабы украсить их собственные жилища. При таком ажиотаже почему бы не заиметь Могилёвцеву на потолке собственный плакат, тем более что средства позволяли.

Известная же украинская журналистка-писательница Лада Лузина выдвинула собственную версию появления портрета Сары в этой комнате - Лада рассказывает её в небольшой повести «Принцесса Грёза» из цикла «Киевские ведьмы». Даже если Вы не любители женских романов, «Принцессу» настоятельно рекомендую к прочтению – на подлинные исторические факты Лада накладывает романтическую и немного детективную историю любви и поиска уникального украшения – той самой тиары с лилиями. Читать произведение приятно, потому что на каждой страничке и в каждой строчке – наш любимый Киев, его улочки, дома, и даже мусорные баки! Повесть была экранизирована, и съёмки проводились, конечно же здесь, в Шоколадном домике.

Изначальное предназначение комнаты модерн - для отдыха дам, сюда они выходили во время приёмов посплетничать, разложить пасьянс, обсудить светские новости (ведь в те времена во время «перерывов» мужчины и женщины традиционно расходились по разным помещениям). Будуар соседствует непосредственно с самым большим (следующим) Белым залом, поэтому сюда было удобно «проскользнуть», устав от танцев.

И ещё – одно окно этой комнаты украшает витраж с ирисами. Предполагается, что и остальные окна были украшены такими же витражами. Реставраторы хотели повторить витражи, но так и не смогли в наше время разгадать секреты старинных мастеров, создавших стёкла со специальными разводами.
Витраж с ирисами

И вот, наконец, Белый зал! Прекрасный и белоснежный, в стиле барокко-рококо (единого мнения, в каком же именно стиле отделана комната нет, но для простого обывателя это и не принципиально – ведь изысканный французский рококо является продолжением помпезного итальянского барокко). Когда-то здесь проходили балы и торжественные приёмы. А много позже именно в нём осуществлялись церемонии бракосочетания. Тогда у молодожёнов существовало поверье – нужно обязательно вместе посмотреться в зеркало, для долгой и счастливой жизни. Действительно, зал украшает огромное венецианское зеркало, украшенное голубями и двумя маленькими амурчиками – в Италии символичного мальчика с крылышками называют «путто». По бокам вверху обрамления зеркала можно рассмотреть головы овнов - символа знака зодиака, под которым родился Могилёвцев.

Мои родители и Ирины «поженились» в этой комнате, а мы, результат тех давних событий, разгуливаем сейчас по паркету и рассматриваем потолки и стены.
Сейчас в зале периодически проводятся концерты – вон даже рояль в углу стоит. Почему-то чёрный, хотя на фото в интернете видела и белый. Дежурят по очереди, что ли?
В это помещение были возвращены оригинальные стулья – некогда они стояли вдоль стен, дабы гости имели возможность присесть и отдохнуть. Но при нашем посещении стульев не наблюдается – куда-то их припрятали.
Ну вот и я здесь – в этом Белом зале! И в возрасте гораздо старшем, чем мои родители, когда расписывались…

Окна Белого зала

Окна Белого зала с улицы – их украшают львиные маскароны (морды)


Венецианское зеркало

Следующий «вагончик» Шоколадного домика – рабочий кабинет. Он отделан в русско-византийском стиле – это настоящий терем из сказки. При восстановлении кабинета (а пришлось снимать 8-15 слоёв краски) реставраторы заметили, что лепнина комнаты практически совпадает с орнаментом юбилейной пятирублевой купюры царской России 1901 года.
Под потолком изначально висели десять металлических панно - иллюстрации к роману Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», написанные известным украинским художником-пейзажистом Сергеем Ивановичем Светославским. К счастью, картины сохранились, хоть и находятся пока что не здесь. Долгие годы они были расположены, по-видимому, «в запасниках» Национального художественного музея Украины. Только в 2003 году в рамках проекта «Классическое наследие» в художественном музее была организована выставка «Свет Сергея Светославского», посвящённая памяти художника – вот тогда зрители и специалисты впервые смогли увидеть эти работы. Вполне возможно, они вернутся домой, в свой родной Шоколадный домик – переговоры об этом ведутся.
Панорама комнаты – русского терема


Письменный стол Могилёвцева, как и другие предметы мебели, так же был недавно возвращён в Шоколадный домик из Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины

Комната когда-то была украшена панно-картинами - фото со стенда, расположенного сейчас в комнате

Две из десяти картин по мотивам «Князя Серебряного». Все они хранятся в Национальном художественном музее Украины. Фото со стенда, установленного в кабинете

Из оригинальных комнат, имеющих каждая свой стиль и убранство, в доме существовала ещё одна – Японская. В ней находился шёлковый абажур в восточном стиле и была мебель, обтянутая шелком с вышитыми цаплями и карпами. К сожалению, во время Великой Отечественной войны в здание попала бомба и разрушила комнату. Изображений её не сохранилось, поэтому восстановлению Японская комната не подлежит.

В остальных комнатах второго этажа при нашем посещении были расположены непонятные предметы – там проходила какая-то выставка современного искусства. Но мне, наверное, в детстве слон на ухо наступил - не понимаю я его. Даже особо фотографировать не стала.
Современное искусство

Ещё раз проходим по комнатам, неповторимым и прекрасным, и покидаем Шоколадный домик.

Куда мы теперь? Вероятно, в «Львовскую мастерскую шоколада» – после посещения «Шоколадки» нестерпимо хочется горячего шоколада с шоколадом же. И пока мы добираемся, глазеем вокруг. Ведь расположен Шоколадный домик в самом элитном и престижном районе Киева - Липках, на улице Шелковичной (в старину она носила название Аптекарская – здесь была расположена одна из первых в городе аптек). Как можно понять из теперишних названий, ранее в этих местах были аллеи шелковиц и лип – всё просто, Липки от лип. Липы были посажены в XVIII веке, а вырублены в 1830-е годы, во время активной застройки района – ну прям как происходит и сейчас, фешенебельное жильё вытесняет зелёные зоны. Тогда же, в 1835 году, ликвидирован и шелковичный сад. Вообще же Киев когда-то был плотно насаждён плодово-ягодными деревьями - шелковицы, абрикосы, орехи росли по всему городу. А вот традиционные теперь для Киева каштаны по одной из версий завезены в город чуть позже, в 1842 году – к приезду царя Николая I.

Напоследок – пару фотографий нескольких особняков элитных Липок.
Знаменитый дом-легенда – «Дом с химерами» архитектора Владислава Владиславовича Городецкого. Построен, естественно, им же в 1901-1902 годах.

А это «Дом плачущей вдовы» - особняк Сергея Аршавского. Архитектор Эдуард-Фердинанд Петрович Брадтман, построено здание в 1908 году. С 1994 года внутри расположена одна из официальных резиденций Президента Украины (как-то многовато у него резиденций!). Она используется для размещения знатный гостей – здесь успели пожить Владимир Путин, Кондолиза Райс, Мадлен Олбрайт и Борис Березовский. А своё оригинальное название дом получил из-за барельефа женской головки под крышей – когда идёт дождь, по лицу женщины катятся слёзы. Ну и, конечно же, одно время здесь проживала вдова бывшего хозяина дома Тевье Моисеевича Апштейна.

Бывший особняк купца Николая Ковалевского – выстроен в мавританском стиле в 1913 году. Архитектор – всё тот же знаменитый, часто упоминаемый мною сегодня, Павел Алёшин. Интересно, что общались по поводу строительства купец и архитектор исключительно в письменном виде! Говорят, внутри особняка есть комната, своей отделкой напоминающая купе вагона поезда, поскольку купец познакомился с женой именно в этом транспортном средстве. На барельефе здания можно найти кота – якобы Алёшин так изобразил собственного себя, оставил таким образом свой автограф.

Немає коментарів:

Дописати коментар