середу, 18 червня 2014 р.

ШАМПАНЬ – здесь стреляют, но не шампанским! Май 2014

На майские праздники мы путешествовали по Черкасской области, и, направляясь из Моринцев в Шевченково, неожиданно для себя обнаружили новый музей - военный. Проезжая по трассе, мы ещё издали заметили «скопление» раритетной военной техники, и быстренько приняли решение – останавливаемся!

Расположен музей в селе с интересным названием – Шампань! Село это небольшое – всего одна улица с гордым названием Пролетарская, но зато существует целых три версии происхождения французского наименования самого населённого пункта.
Итак, по первой и общепризнанной версии эти земли некогда принадлежали поляку пану Шампанскому – управляющему имением пана Энгельгарта (того самого, у которого подрастающий великий Тарас Шевченко служил казачком). Со временем от  фамилии Шампанский хутор стали называть Шампановка, позже Шампания (так его иногда называют и сейчас), а затем получилось лаконичное Шампань.
Вторая теория гласит о том, что такое игристое название хутору дали французские военнопленные, проживавшие здесь после войны 1812 года и тоскующие по своей далёкой родине.
Ну, и совсем уж маловероятная версия – якобы некогда здесь проживала помещица, имевшая «фифекты фикции» - дефекты речи, и когда ей предлагали помощь, она несколько шепеляво отказывалась: «Не штоит. Я шама пани!». Вряд ли это было так, но чья-то буйная фантазия тоже вызывает уважение.

Шутки шутками, а музей, расположенный здесь, весьма серьёзный – настоящий военно-патриотический центр. Его создали бывшие воины-афганцы на базе фирмы «Шампаньтранс» - ранее это предприятие занималось исключительно транспортными перевозками, а в 2011 году было принято решение о создании музея. Работа закипела, и уже осенью 2012 года здесь принимали первых посетителей.
Плакат музея.

Найти музей не составит труда - его невозможно не заметить, поскольку по обеим сторонам трассы расставлены «заманиловки»: у входа припаркован военный автомобиль с пулемётом, а напротив на высоком дубе «завис» парашютист.
"Подвешенный" парашютист.

Саша, едва запарковавшись, тут же немедленно прыжками помчался к машине и забрался в кабину – это оказался ГАЗ-67. Покрутив всё, что только может крутиться, Александр был крайне удивлён рабочим состоянием автомобиля, а наблюдавшая за нами женщина прокричала, чтобы «пулемёт мужчина не трогал, потому что он стреляет». Чуть позже выяснилось, что в этом музее рабочее абсолютно всё!
ГАЗ-67

На «подворье» музея нас радушно встречает дедушка Ленин, некогда украшавший небольшое селение Кировоградской области. Демонтирован памятник был ещё при Союзе, но уже в период зарождающейся смелости: некие вандалы облили вождя красной краской, отчистить окончательно её не удалось (даже сейчас, если присмотреться, можно на брюках различить потёки), и Ленина убрали - в тот период в таком неприличном виде его оставить было невозможно. 
Двор музея с Лениным

Входим в музей - билет «просто посмотреть» стоит 20 гривен, но лучше оплачивать и оговаривать экскурсию, ведь без рассказа все экспонаты – просто ржавая рухлядь. Экскурсию проводит сам создатель музея, то есть говорит вдохновенно и досконально знает о всех деталях.
Вход в музей.

Музей состоит из трёх залов. В первом представлена экспозиция, посвящённая эпохе Советского Союза и войне в Афганистане. Многие предметы отсюда знакомы и узнаваемы – лет десять назад, выбрасывая бабинный магнитофон и прочую технику, мы могли бы дополнить ими здешнюю коллекцию, ведь радиопроигрыватель у меня был почти такой же.
В первую очередь нас заинтересовал стенд с моделями машинок (они расположены практически у входа) – ведь у Саши почти такая же внушительная коллекция. Автомобильки плохо видно в кадре, зато понятно, что их много!

Подобную печатную машинку ещё недавно можно было застать в какой-нибудь «конторе».

В центре кадра - осветительная ракета. В ходе идущего в тёмное время суток боя она освещала территорию диаметром в два километра в течение двух минут.

Патрононабивающая машинка (название придумала я сама) – в воронку засыпались патроны, и при вращении ручки пулемётная лента заполнялась патронами.

Второй зал музея посвящён Великой Отечественной войне. Экспозиция в нём разделена на две части – в одной разложены предметы военной амуниции и детали техники немецких солдат, во второй – память о наших советских воинах. В этом зале так интересно, что мне даже отшибло память на фотографирование, и я не сделала ни одного кадра! Страшно об этом жалею, но дело поправимое – приедем ещё раз.
При входе в этот зал меня сразу же заинтриговало огромное колесо. «От чего это?», - побежала спрашивать я. Оказалось – от немецкой тяжеленной пушки, на поле боя её вывозили четыре коня тяжеловоза, вес только одного из них – тонна. Сколько весит сама пушка, я забыла, и сфотографировать колесо тоже забыла – начался приступ амнезии.
А Сашу заинтересовало оружие – здесь представлена одна из винтовок, которые были выпущены в количестве 20 штук! Практически сразу же после выпуска их сознательно сделали небоеспособными – они предназначались для караула, и во избежание инцидентов их попросту запаяли.

Третий зал.

Третий зал музея находится в стадии наполнения и доработки. На данный момент в нём представлены пулемёты. А в уголке – панорама и восковая фигура… Тараса Шевченко! Он одет в военную форму – композиция изображает период отбывания кобзарём воинской повинности в степях Казахстана. Он был определён рядовым на военную службу, прибыл на территорию нынешней Оренбургской области в 1847 году и пробыл в степях Казахстана до 2 августа 1857 года. «Редко можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско», - жаловался он оттуда. Естественно, это же не холмистая Черкасская область, в пейзажи которой мы тоже влюбились!
Создана панорама Казахстана в этом 2014 году к 200-летию поэта, называется «Первый воин-интернационалист», и позиционируется, как «первая в мире восковая фигура Шевченко в военной форме».
Грустный Шевченко на фоне степей Казахстана.

Осмотрев все три зала музея, выходим во двор. Здесь планируется обустроить мощные декорации – создать гигантскую панораму-макет афганского кишлака во время боя. «Там будет лететь самолет, а там будут выползать духи», - прокомментировал свои планы хозяин.
А пока что здесь пасутся козы. И приветливо «машет ручкой» ещё один Ленин – на это раз из Звенигородки.
Здесь планируется выстроить Афганистан.

 Ленин из Звенигородки.

Новый освежённый экспонат подсыхает прямо на дорожке – это пограничный столб времён Австро-Венгерского государства. Директор Олег Леонидович обнаружил его в Закарпатье – тот служил мостиком через речку. «Мало того, что я за этот столб деньги заплатил, мне пришлось ещё и новый мостик сооружать!», - смеётся счастливый обладатель «антиквариата». И это действительно редкая вещица – второй такой столб можно увидеть лишь в одном из музеев Варшавы. 

И вот мы добрались до самого интересного – это военная техника, припаркованная во дворе. Конечно, всякие подобные БТРы и прочее я уже сто раз видела во всевозможных подобных местах, но здесь на них можно не просто посмотреть, а покататься! Как я уже говорила, в музее все находится в полностью рабочем состоянии! Основатели музея покупают списанную технику, а затем её чинят, иногда в таких случаях из двух единиц собирается одна, но полностью боеспособная. Готовый агрегат красят, и на одну «машинку» уходит около 14 литров краски. Зато теперь на любой здешней технике можно прокатиться и даже пострелять – прямо со двора по полям, лесам и оврагам отправиться на полигон. Ощущения, говорят, незабываемые. Так что у нас сразу же возникли планы на очередную поездку сюда.
А  пока что прогуливаемся среди техники - многие из этих машин снимались в телепередачах и фильмах. Не стоит даже говорить о том, что на них можно залезть и всё потрогать собственными руками. Но в разумных пределах – не забывая, что прицел наводится, и колёса вращаются.
Военный грузовик ЗИЛ-157.

Четырёхместный уникальный ракетовоз БАЗ-6944 – ведущие все восемь колёс. Благодаря своему плавающему шасси может преодолевать любые преграды, в том числе и водные. Работает на бензине и «жрёт» его немерено. Разработка этих махин началась в 1970-х годах, а в 1987-м согласно Договору с США об уничтожении ракет средней и малой дальности они подверглись массовой ликвидации.


Ракетовоз, вид сзади.

БТР-60 - на 100 километров потребляет 60 (!) литров бензина.

Помимо уже вышеперечисленной техники, в парке музея имеются: гусеничный плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБ, бронированная дозорно-разведывательная машина БРДМ-2, мотоцикл К-750 и многое другое - есть даже полевая кухня! У многих машин колёса и гусеницы в засохшей грязи, что свидетельствует об их работоспособности и активном использовании.

Основной вклад создание и развитие музея делал и продолжает делать директор предприятия «Шампаньтранс», а теперь и директор музея Олег Леонидович Бойко, уроженец этого села (правда, сейчас он проживает в Звенигородке). Когда я спросила, что натолкнуло на идею создания музея, он ответил: «Две контузии и одно ранение!» (или наоборот?). Помогает Олегу брат Руслан. Интересно, что отец братьев является талантливым селекционером – вывел новый морозостойкий сорт грецких орехов (их молодые деревца так же можно приобрести в музее). 
Директор музея Олег Леонидович Бойко.

Кроме катания на БТРах, в музее можно и пострелять. Как раз при нас группа экскурсантов переходит через дорогу и останавливается на специально обустроенной поляне в лесу. В качестве стрелялок на выбор предлагается большой ассортимент – различные автоматы, карабины и даже пулемёт. Стрельба ведётся холостыми патронами, но грохот при этом стоит оглушительный, поэтому мы побыстрее забираемся в машину и в спешке отъезжаем. Лишь минуту прослушав эти ужасные звуки, становится очевидным, какое страшное это дело – война. Дай нам Бог, чтобы подобное мы могли слышать только в музее, и поскорее наступило по-настоящему мирное время.

Стрельбище.

Немає коментарів:

Дописати коментар