понеділок, 25 грудня 2017 р.

Кёльн – город сказок для взрослых, май 2006

Когда-то, уже давным-давно, мы побывали в большой туристической поездке по северу Европы. Берлин, Амстердам, Брюссель, Париж, Люксембург и другие города – только от одни этих названий кружится голова и становится сладко на душе, вся поездка была как сон – неужели и я здесь? Описать красоту и объём всего увиденного до сих казалось невозможным - больше десяти лет я «переваривала» впечатления, «раскладывала по полочкам» информацию, «устаканивала» эмоции и вот наконец решилась и «взялась за перо». И первым из этой всей поездки мне почему-то хочется вспомнить финальный экскурсионный город Кёльн. Наверное, потому что это был для меня полный сюрприз – ведь практически все города из нашего тура «в рекламе не нуждаются», а вот о Кёльне мы были не очень наслышаны. И для меня оказалось шоком, какой это огромный город (четвёртый в Германии по населению и третий по площади), красивый город, древний город (датой его основания считается 38 год ДО нашей эры)!

В Кёльне мы пробыли совсем недолго, пару часов – в таких поездках всё бегом-бегом. И из всего великолепия увидели лишь очень малую часть. Но - очень большую! В смысле, что увидели очень значимую достопримечательность, ещё и гигантскую по своим размерам, основную, из-за чего стремятся сюда туристы и паломники всего мира - Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра. Домский собор!

Когда-то на этом месте стоял другой храм, в разы меньше. Но в 1164 году из Милана сюда были перевезены мощи Трёх волхвов – Трёх Королей (Мельхиора, Каспара и Бальтазара), принёсших первыми новорожденному Иисусу свои дары. К храму потекли паломники со всего мира, и старый собор вместить их уже не мог. Тогда в 1248 году было начато строительство этого огромного храма. Строительство велось более 600 лет – срок небывалый! Причина затяжек – отсутствие средств на строительство такой махины, а кроме того, менялась мода на архитектуру, и какое-то время готический «пламенеющий» и «устрашающий» храм был никому неинтересен.
К счастью, возведение храма не забросили окончательно, не разобрали его на кирпичи, а торжественно завершили 15 октября 1880 года!

Впрочем, окончание строительства весьма условно – на самом деле его до сих пор достраивают и ремонтируют. Ведь собор настолько грандиозен и прекрасен, что про него сложили легенду – якобы архитектору Герхарду фон Риле, проектировавшему божий храм, помогал в этом сам дьявол! Когда фантазия автора проекта иссякла, лукавый объявился и предложил в обмен на душу чертежи невиданного доселе по красоте строения. Обмен должен был состояться с первым криком петухов. Но верная жена архитектора спасла творца – ранним утром прокукарекала сама. Архитектор успел получить чертежи и схемы, а вот свою драгоценную душу не отдал – настоящий петух то не кукарекал. В итоге дьявол психанул и выдал очередное проклятье: как только собор будет достроен, он тут же рухнет, а вместе с ним и весь Кёльн (по некоторым версиям – и целый мир тоже). Говорят, поэтому собор то тут, то там, хронически и постоянно укрыт строительными лесами.
Фрагмент ДОМа – в нескольких местах всегда можно обнаружить строительные леса. Легенда же про дьявола и архитектора нашла своё отражение в поэзии - в 1863 году Платон Александрович Кусков написал стихотворение «Кёльнский собор». Честно сказать, мне оно как-то не очень, наверное, в поэзии я чересчур уж профан.

Конечно же, легенда – это просто легенда. На самом деле такое огромное старинное строение действительно требует постоянного ухода и ремонта. На содержание храма ежегодно тратится около 10 миллионов евро! Добавляют работу туристы - ночью они взбираются на фасад и окалывают куски камня «на память»! В какой-то мере этих «дятлов» можно понять – храм украшают уникальные скульптуры. Говорят, их количество превышает 1200! Среди них всяческие готические страшилки: забавные и совсем не страшные горгульи и химеры – думаю, за ними как раз и идёт наибольшая охота.

Детали Собора – вживую из-за размеров храма рассмотреть их невозможно, необходим бинокль! Фото взято из интернета со страницы platpaul.livejournal.com - посмотрите, у автора очень много потрясающих фотографий!

После завершения строительства здание стало самым большим в мире (правда, всего на четыре года). Собор воистину огромен - высота его башен чуть более 157 метров, длина храма составляет 144 метра, ширина – 86.
Кёльнский собор – на этом фото можно увидеть, насколько он огромен: люди у входа кажутся крошечными, а собор по-прежнему не влезает в кадр!

Мы – туристы приличные, собор не ломали, лишь побродили вокруг. Внутрь заходили, но, ограниченные по времени, очень ненадолго. А зря – там можно провести целый день, храм полон настоящих сокровищ и древних историй. Здесь по-прежнему хранятся мощи Трёх Королей – в трёх деревянных саркофагах, обшитых пластинами золота и украшенных более чем тысячью драгоценных камней и жемчугов. Эту раку изготавливали десять лет!
К особо ценным реликвиям храма относят Миланскую мадонну, вырезанную из дерева в 1290 году, распятие Геро высотой 2 метра, великолепный триптих Стефана Лохнера «Поклонение волхвов». Алтарь храма изготовлен из цельного мраморного монолита. Но это далеко не полный список! Здесь можно часами ходить, смотреть и слушать-слушать-слушать – каждый уголок, любое украшение храма, все изваяния хранят свою тайну и легенду. Например, скульптуры святого Христофора и святой Урсулы – это уже отдельные истории.
Южная сторона Собора

Храм обладает 11 колоколами – восемь из них укреплено в Южной башне, ещё три - в Центральной. Самый большой колокол называется «Петер», его вес - 24 тонны, и он отлит в 1923 году из пушек французской армии. Второй по величине – колокол «Претиоза», что означает «Изысканная», его вес 11 тонн, отлит в 1448 году. Третье место делят сразу два колокола «Специоза» и «Колокол трех царей». Представляю, вернее НЕ представляю, какой стоит перезвон, когда «работают» все колокола! Наверное, их слышно и в пригороде Кёльна!
Саша на фоне Собора. Колокола – в правой башне и посередине

На одну из башен можно подняться – говорят, оттуда открываются потрясающие виды. Правда, придётся потрудиться – преодолеть 509 ступеней. Неподготовленным лучше не рисковать – крепатура замучает гарантированно!
Сами же башни при определённом ракурсе издали образуют букву «М», и именно в таком виде они стали логотипом всего города и сувениров.

Во время Второй мировой войны Кёльн очень пострадал от бомбардировок англо-американской авиации – практически весь центр города был разрушен. Но Собор был практически не задет – говорят, среди лётчиков существовала негласная договорённость не бомбить храм, поскольку он служил прекрасным ориентиром с высоты. В ДОМ всё-таки попало 3 бомбы, но храм они практически не разрушили, и он является оригиналом. Отреставрирован полностью Собор был уже к 1956 году. А вот витражи окончательно восстановили совсем недавно – только в 2007 году, через год после нашего посещения Кёльна. Частично мы их уже смогли увидеть – некоторые из стрельчатых окон были заполнены ими. В работе при этом было использовано более одиннадцати с половиной тысяч составных разноцветных стеклянных элементов!

Осмотр Собора производит двоякое впечатление. Храм очень впечатляет своими размерами, его можно отнести к Чудесам света по всем параметрам, но я не являюсь поклонницей гигантизма. Строение тяжело охватить единым взглядом, сложно рассмотреть все детали и архитектурные замыслы, я уже не говорю про то, что сфотографировать его полностью невозможно. Вот только что и ахаешь от огромных размеров! Безусловно, его нужно увидеть, он стоит того, это храм святынь. Но лично я в присутствии такого монстра растерялась. Кроме того, Собор расположен на большой площади, такой же огромной, как и он сам. На ней практически нет деревьев. Наверное, пустая площадь должна подчеркнуть величие храма, но как же ж на ней жарко! И это при том, что сейчас на дворе всего лишь май, а вот июльским туристам вовсе не позавидуешь.

Но пора оглянуться, и рассмотреть «окружение» храма. Практически у Центрального входа расположен любопытный памятник – издали его можно принять за гигантский кактус или дерево с голубями. Ни то, ни другое! Это копия флерона Южной башни собора, изготовленная в размере один к одному! Да-да – именно такая штуковина (крестоцвет) украшает макушку башни! Глядя на саму башню и не скажешь, что на ней держится такая огромная бандура – снизу эта декоративная деталь кажется вовсе небольшой. Реальные же размеры – 9,5 метров в высоту и 4,6 у основания. Установлена она на площади в 1991 году, для её изготовления была проведена детальная аэросъёмка. Изготовлен «шпиль» из гипсобетона, поэтому макет намного легче оригинала – на храме они выполнены из натурального камня.
Это не памятник дереву – это копия флерона

Недалеко от флерона можно обнаружить необычный фонтанчик – он практически плоский, спиральная лента несколько утоплена по сравнению с уровнем площади. Он был установлен в 1953 году и его сразу же облюбовали голуби – поэтому он так и называется, Голубиный фонтан (Таубен бруннен). Скульптор – знаменитый Эвальд Матаре, он так же изготавливал бронзовые ворота для южного портала Собора. Ещё одну его работу мы увидим чуть позже, возле Ратуши.
Голубиный фонтан Эвальда Матаре
   
С правой стороны собора находится уже настоящий фонтан – но просто фонтан, квадратный, с мозаичным дном. Он настолько простоват, что его можно было бы отнести к эпохе «социалистического примитивизма» 60-70-х годов (хоть Кёльн никогда и не был социалистическим). Но нет, этот фонтан построен аж в 1873 году! А называют его по месту расположения – Домский, или Домфонтан. По причине жары фонтан облюбовали бродячие собаки и вовсю плещутся в нём!
Домфонтан на фоне Дома

Это не бродячая собака, а ухоженная «попрошайка» под зонтиком от солнца, сидит на перилах того же Домфонтана

Уже после нашего визита в Кёльн на этой площади был восстановлен ещё один фонтан - Петрус бруннен, Колодец святого Петра, который из-за частого отсутствия воды в нём в шутку прозвали «Сухой Пётр». Этот старинный фонтан впервые появился у храма в мае 1870 года, его создание профинансировала императрица Августа. Архитектор – Рихард Войгтел, скульптор, ваявший статую Петра - Питер Фукс. В связи с послевоенной реставрацией площади осенью 1969 года фонтан был перемещён на иное от первоначального место, а в 1999 году и вовсе демонтирован для реставрации. Торжественно вернулся сюда он только 3 июля 2010 года.

Как и положено в историческом центре, здесь есть артисты из серии «любая фигура на месте замри» - стоит бросить застывшей живой скульптуре монетку, как она исполнит какое-нибудь незамысловатое «па» или разрешит сфотографироваться с собой в обнимку.
 «Серебряный дядька» - какой-нибудь N-ный Фридрих или Вильгельм

«Мурал» на площади – Моцарт у Кёльнского собора, хоть в Кёльне, кажется, он никогда и не был

Ещё один фонтан недалеко от Собора – гигантский сказочный «Фонтан гномов», известный так же как «Любопытная женщина» (Хайнцельменхенн). Он создан в конце XIX века скульпторами отцом и сыном Эдмундом и Генрихом Ренард в честь столетнего юбилея со дня рождения немецкого поэта Августа Копиша – сюжет одного из стихотворений поэта послужил темой для скульптур фонтана (на памятнике даже выбиты некоторые строки). А рассказывается в произведении история о том, как гномы-домовые по ночам помогали выполнять жителям города всю их домашнюю работу. Но однажды одна из женщин захотела увидеть малышей и рассыпала на ступенях лестницы, ведущей в подвал, горох. Ночью гномы с грохотом свалились, в этот момент хозяйка с фонарем появилась и рассмотрела их – именно в этой позе и застыли все участники композиции. После этого происшествия гномы обиделись и ушли из города, и бедным кёльнцам теперь приходится всё делать самим.

А мы продолжим двигаться «в правую» от собора сторону – именно тут расположен Старый город и основные достопримечательности Кёльна. И, пока идём, пора узнать немного истории самого города.

Некогда Кёльн назывался очень непривычно для нашего слуха «Оппидум Убиорум» – так его назвал в честь местного племени «Убии» основатель города римский полководец Марк Випсаний Агриппа. Собственно, это был ещё не совсем город, а укреплённый военный лагерь. Его дочь Агриппина Старшая вышла замуж за Германика (племянника императора Октавиана Августа), и родила шестеро детей. Среди них были Гай Юлий Цезарь Август Германик, больше известный как Калигула, и девочка, родившаяся в 15 году нашей эры - Агриппина младшая. Именно её, Агриппину младшую, традиционно считают основательницей города. Поначалу императором стал Калигула, после же его убийства эту должность занял родной дядя «деток» Клавдий, и за него вскоре вышла замуж Агриппина младшая. Став императрицей, она не забыла о своём родном городе и уговорила мужа дать Оппидуму статус Колонии, что дало городу привилегии наравне с другими имперскими городами. Так Оппидум стал называться «Колония Клавдия и Алтарь агриппинцев», что позже сократилось до «Колония Агриппины», а к средневековью осталось лишь слово «Колония» – Cologne, по-латински Colonia, как и называется Кёльн и поныне.

Как я уже говорила, Кёльн очень пострадал во время Второй мировой, было разрушено 90-95% городских зданий. А затем кропотливо восстановлены! Для меня явилось открытием, как же сильно была разрушена вся Европа, и с какой любовью были восстановлены города. Почему-то до Кёльна я считала, что скурпулёзным восстановлением занимались только поляки. Оказывается, не только они!

Итак, в первую очередь нас ведут к Ратуше – сердцу любого города. По дороге мы встречаем очередную легенду Кёльна - памятник-фонтан генералу Иоганну фон Верту. Он был установлен в 1884 году, скульптор Вильгельм Альберманн, высота 11 метров и изготовлен он из песчаника. Кёльнцы особо почитают этого генерала, хоть он никогда и не жил в Кёльне, и даже сложили про него собственную сказку. Якобы в юности он был простоватым бедняком-пребедняком, но при этом влюблённым в первую красавицу города Грету. Конечно же, Грета оказалась гордячкой и не ответила юноше взаимностью. Молодой человек покинул город, подался в солдаты и сделал блестящую военную карьеру, пройдя путь от рядового до генерала. Будучи уже влиятельным человеком, он побывал в этих краях и повстречал Грету – постаревшую и потускневшую, торгующую на площади овощами. Далее существует несколько вариантов их мудрого диалога. Один из них: «Ах, Грета, если бы ты поехала со мной и вышла за меня замуж, ты сейчас жила бы в достатке!», «Ах, Ян, если бы я вышла за тебя замуж, ты сейчас бы стоял рядом со мной и торговал яблоками!». Ещё один вариант: «Что же ты наделала…» - «Да кабы знать!». На фонтане, помимо самого генерала, изображена и Грета, а также момент их встречи на Рыночной площади.
К сожалению, много чего в этом очерке проиллюстрировать фотографиями не могу – в Кёльне я совсем отключилась от фотографирования, и просто наслаждалась прогулкой. На данной фотографии – дома площади Альтер Маркт, напротив которых расположен памятник. Вот как-то так – дома у меня есть, а памятника нет!

И теперь мы подходим к Ратуше. Нужно сказать, что, как и Собор, полностью сфотографировать её достаточно проблематично.
Местная Ратуша, как и сам город, такая же древняя - самая старая из сохранившихся частей датируется 1330 годом. Конечно же, «мэрия» не раз достраивалась и перестраивалась – например, башня высотой 61 метр была пристроена в 1407-1414 годах. Она украшена аж 124-мя скульптурами – здесь императоры, короли, папы римские, знаменитые жители Кёльна нескольких столетий, святые и покровители города. Казалось бы, всё прекрасно – кёльнцы чтут своих знаменитых кёльнцев. Ан нет! Стоят эти фигуры на так называемых «консолях пороков»! Для чего нужно было устанавливать скульптуры именитых людей и святых на памятники человеческим грехам – до сих пор непонятно даже местным краеведам. Например, четыре скульптуры (сохранились из них две) – каллендрессеры, или попросту какающие фигуры. К чему это, спрашивается? А основатель Кёльнского собора архиепископ Конрад фон Гохштаден и вовсе оказался на фигуре человека, удовлетворяющего самого себя. Причём ранее эту фигуру причисляли тоже к «какающей», но с наступлением эры цифровой фотографии, когда с помощью мощных объективов стало модно делать макросъёмку различных деталей архитектуры и выкладывать в интернете, стало возможным рассмотреть ЭТО в деталях. Таким образом в 2012 году архиепископ, проживавший в Кёльне в 1200-х годах, оказался в центре порноскандала. Вряд ли бы это ему понравилось!
А юморные кёльнцы тут же выдумали очередную легенду о том, что строителям попросту недоплатили и они оставили о себе такую вот «неприличную» память.
Фотографии, естественно, нет – как я уже говорила, вообще в Кёльне снимала мало. Но если бы и была, я бы фото не выставила – как-то выглядит скульптура ну совсем уж неподобающе.

Нужно сказать, все статуи на башне – копии копий, оригиналы, вырезанные из песчаника, за столетия попросту выветрились. Их обновили в 1800 году, но они вновь были разрушены – на этот раз пострадали во время войны. Новые существующие и поныне были установлены в период с 1988 по 1995 годы. А ещё в 1958 году на башне были установлены 45 бронзовых колоколов, 4 раза в день они исполняют мелодию – одну из запрограммированных, а всего их предусмотрено 24. Выбор большой, поэтому даже если Вы уже слушали ратушную музыку, приходите ещё – звучание очень приятное, проверяла!
Шикарный парадный вход в здание выполнен в барочном стиле - он был пристроен по проекту Вильгельма Вернуккена в 1569-1573 годах. Ширина входа – 15 метров! Во время Второй мировой войны здание очень пострадало, этот вход так же был разрушен. К счастью, позже всё восстановили.
Барочный парадный вход – восстановлен после разрушений Второй мировой войны

С обратной от парадного входа стороны ратуши можно найти забавные часы с прикреплённым ниже бородатым лицом. Когда часы отбивают время, мужик высовывает язык – это так называемое «Лицо Ратхауса» (Platzjabbeck). Легенда связывает появление этого лица с неугомонным завоевателем королём и императором Карлом Великим и его сыновьями, но какой-то более-менее внятной версии мне услышать не удалось. То ли сыновья при отце боялись и рта раскрыть, то ли Карл вложил им в открытые рты по куску яблока с завещанием – рассказать мне нечего. Скажу только, что оригинальная голова была уничтожена во время войны, нынешняя – это обновлённый вариант.

Напротив же «бородато-языкатых» часов – снова знаменитое здание. Оно современное, его построил в 1956 году ещё один известный кёльнец - архитектор Юпп Энгельс. Дом настолько удачно вписался в окружающую действительность, что в 1986 году был объявлен национальным памятником, сам же Энгельс удостоен архитектурной премии. А свою известность здание приобрело благодаря скульптуре, прикреплённой к нему – это тоже какающий Каллендрессер! Скульптура современная, её создал Эвальд Вильгельм Губерт Матаре (Голубиный фонтан на площади – его же) по заказу владельца дома, как копия существующих фигур на Ратуше. Вот такая загадочная любимая тема в Кёльне - почти, как Писающий мальчик в Брюсселе или Серун на Рождество в Барселоне. Появился Каллендрессер на доме в период с 1956 по 1963 годы – точнее уже никто и не вспомнит. И тут же оброс массой легенд о своём появлении! Первая – скульптуру установили в ответ злобному дядьке с языком под часами. Вторая – так жители Кёльна выразили своё отношение к правительству города. Третья - увековечивание средневековья, ведь именно попой в окно справляли в те времена нужду по ночам, когда не хотелось далеко уходить от тёплой постели. Четвёртая – когда-то в этом доме на верхнем этаже жил поэт (в некоторых вариантах кутюрье), ниже - музыкант, который без конца играл на трубе, высунувшись в окно. В один прекрасный момент поэта\кутюрье это достало, и он справил свою нужду прямо на трубача. Пятая – кровельщик, перекрывавший крышу, справлял свою нужду в водосточную трубу, поскольку ему было лень спускаться вниз.

В итоге кёльнцы шутят: прогулка вокруг Ратуши разрешена только лицам 18+ - Каллендрессер, бородач с языком, скульптуры пороков на Ратуше – малолетним тут не место!

Но вернёмся к серому современному дому Юппа Энгельса. При его постройке были найдены камни мостовой и различных строений ещё римского периода. Просто так архитектор их выбросить не мог – и из них соорудили Колонну, возле его же дома. Чем эта колонна только не является! В неё вложили столько смысла, что экскурсии простаивают тут чуть ли не час. Она сама по себе уже - памятник камням римской эпохи, но помимо этого со всех сторон налеплены таблички «со смыслом». На одной отмечен максимальный уровень воды в период наводнений - наивысшие 50 метров над уровнем моря, которые наблюдались 28 февраля 1784 года. Следующая надпись сообщает, что согласно расчётам, сделанным в институте космических исследований в Бохуме, колонна напрямую связана с космосом – от неё ровно 389994 километра и 100 метров до той точки на Луне, куда ступила нога американского астронавта Нила Армстронга 21 июля 1969 года! Третья сторона сообщает буквально следующее: «На этом месте находился некогда Остров Святого Мартина, со всех сторон окружённый водами Рейна. Но уже до 1000 года этот остров был соединён с левым берегом Рейна, когда дамбой была перегорожена римская гавань. На этом острове римские легионеры встречались с белокурыми девами племени убиев, так и появился древний род Шмитц.»  То есть колонна ко всем своим свойствам вдобавок прославляет и поясняет образование самой популярной фамилии в Кёльне – Шмитц, и даже называется она Колонна Шмитцзойле. Как на меня, эта информация ну совсем уж притянута за уши. На четвертой надписи указано что создана колонна в 1962 году, но эта информация больше сбивает с толку, ведь на какой-то из сторон указан и 1965 год, а астронавт на Луну высадился в 1969-м. Скорее всего, колонна таки была создана в 1962 году, а позже на неё довинчивали таблички.

Кроме колонны и примечательного дома Юппа Энгельса Кёльн обязан архитектору ещё одним памятником - героям местного фольклора и анекдотов Тюннесу и Шелю, аналогу украинских Тарапуньки и Штепселя. Правда, наши герои – игра талантливых актёров, здесь же толстый простодушный Тюннес и высокий тощий хитроватый Шель – выдумка, плод фантазии владельца кукольного театра Йоханна Кристофа Винтера. Считается, что кёльнцам присущ характер обоих героев. По-другому памятник ещё называют «Двое из ларца».
С памятником связан очередной и даже сложный «ритуал приворота счастья» - нужно встать левой ногой на ботинок худого, левой рукой взять его же за руку, правой ногой встать на ногу толстого и правой рукой взять его за нос. Теперь Вы полностью готовы загадывать желание! А изваял этих комиков скульптор Вольфганг Рейтер.

Продолжаем экскурсию – пока что мы топчемся практически на одном месте, а уже успели увидеть так много интересного. И теперь подходим к ещё одному месту, которым особенно гордится Кёльн – это бывшая фабрика итальянца Йоганн Мария Фарина. Ведь именно здесь был изобретён первый в мире одеколон! В 1709 году Фарина основал первую в мире парфюмерную фабрику и созданное им творение из цветочных ароматов получило название «Вода из Кёльна» - «Еau de Cologne», «Одеколон». Со временем цветочными духами начинает пользоваться высший свет всей Европы, в том числе и монархи.
Сейчас в здании, где жил Фарина и работала мануфактура, действует Музей духОв. Попасть в него можно только с экскурсоводом, поэтому записываться нужно заранее на официальном сайте. У нас же на такую роскошь нет времени, поэтому просто проходим во дворик здания, где разбит прекрасный сквер. Здесь установлен памятник-фонтан всем знаменитым женщинам, когда-либо жившим в Кёльне – в скульптурах можно проследить всю историю города от Агриппины и до наших дней. Фонтан женщин создала для города скульптор Аннелиз Лангенбах, он был установлен в 1987 году.
Памятник женщинам, которые жили в Кельне и оставили свой след в его истории

Цветущий сквер

Азалии крупнее

Покидаем сквер и оказываемся на небольшой площади имени Юппа Шмитца. Здесь установлен памятник ему же - поэту и пианисту Юппу Шмитцу. Он прожил в Кёльне более 80 лет и стал знаменитым в первую очередь благодаря весёлому исполнению карнавальных шлягеров. Памятник получился ему под стать - весёлый и забавный. «Шансонье» изображён в карнавальном колпаке, вокруг рояля разбросаны тексты песен, подпевает музыканту кот, и даже ангелочек примостился на музыкальном инструменте и умилённо слушает песню, отбивая такт пухлой ножкой! Памятник установлен в 1994 году, скульптор - Олаф Хонэн.
Игра в четыре руки - Саша подыгрывает самому Юппу Шмитцу!

Продолжаем прогулку, и по пути восторгаюсь глициниями. Какие же они красивые! И «вкусные», с безумным ароматом – в переводе с греческого «глициния» означает «сладкая». Как жаль, что они теплолюбивые и на нашей даче расти не смогут, замёрзнут зимой – растения предпочитают влажные субтропики, влагу и жару. В живой природе они произрастают в диких лесах Китая, а искусственным образом хорошо акклиматизировались на юге Америки и в Японии. В Японии насаждены целые парки этих лиан и ежегодно устраиваются фестивали любования глицинией – самый популярный из них парк Асикага. Правильное же название этих вьющихся растений – Вистерия.
Глициния в Кёльне – везёт же людям, у них она растёт!

Не смогла удержаться и вставила потрясающие фото японской глицинии – естественно, слямзенные в интернете  

И вот мы на площади Фишмаркт - Рыбный рынок. Именно она мне запала в сердце больше всего, именно сюда я стремилась попасть, направляясь в Кёльн, именно из-за неё мне захотелось описать Кёльн первым из всего нашего путешествия!
Может в ней ничего особенного и нет, но вот понравилась она мне очень! В первую очередь пятью разноцветными домиками. Каких эпитетов к ним только не подберёшь – кукольные, пряничные, игрушечные. Как и практически всё в городе, они были разрушены во время войны, меньше всего пострадал, кажется, розовый домик.
Площадь украшает небольшой фонтан «Торговки рыбой». Он был установлен в 1980-х годах, скульптор - Райнер Вольк. А вокруг можно найти множество мелких деталей (вывесок, дверных ручек), подтверждающих «рыбное прошлое» Кёльна.
Мы усаживаемся перекусить в одной из многочисленных забегаловок на площади – выпить пиво (знаменитый «Кёльш»!), и закусить, конечно же, рыбой!
Пряничные домики и торговки рыбой

Торговки рыбой крупнее

Завершает несравненную панораму площади прекрасный Собор святого Мартина – он возвышается над моими разноцветными домами. Его строительство велось в 1150-1220 годы, после чего он не раз разрушался и перестраивался, самые же сильные свои повреждения храм получил во время последней войны. Он был настолько разрушен, что долгое время немцы даже сомневались, стоит ли его восстанавливать. К счастью, работы всё-таки начались - в 1948 году. А открыли храм после реставрации аж 13 января 1985 года!
Большой Святой Мартин

Большой Святой Мартин сразу же после войны – фото из Википедии

С площади открывается прекрасный вид на самую главную реку Германии - Рейн. И у нас есть время немного прогуляться по набережной. Недалеко расположена пристань, откуда отправляются прогулочные кораблики. А ещё прекрасно виден железнодорожный мост Гогенцоллернов – с противоположного берега фотографируют самый «классический» вид Кёльна: мост на фоне Домского собора. Назван мост в честь династии, правившей в Бранденбурге с XV века. С обеих сторон моста установлены памятники последним четырём правителям династии: Фридриху Вильгельму IV, Вильгельму I, Фридриху III, Вильгельму II. А самый первый мост в Кёльне через Рейн был построен в 310 году.
Рейн и мост Гогенцоллернов

Рейн и я

Саша на набережной

После прогулки по набережной нам пора возвращаться к Кёльнскому собору – где-то там нас будет поджидать автобус.
Улицы Старого города

Возвращаясь, в одном из переулков находим на стене барельеф с изображением сцены Кёльнского карнавала. А напротив Музея духОв мы видели Карнавальный фонтан Фастнахтбруннен. Тематика карнавала тут очень популярна, ведь Кёльн, как Рио-де-Жанейро и Венеция, знаменит именно этим зажигательным действом. Неделя празднеств здесь даже называется «пятое время года», и отрываются скучные немцы в это время не по-детски. Начинается карнавал за неделю до Великого поста, по аналогии с нашей масленицей. Открывается праздничная неделя обязательно в четверг, в 11 часов и 11 минут. Этот день особенный, его называют Бабий четверг - именно женщины хозяйничают сегодня в городе. Они берут в руки ножницы и срезают галстуки у мужчин! Зазевавшийся и вследствие этого утративший свой галстук мужчина обязан исполнить любое пожелание «обезгалстучившей» его женщины. Пожелания женщин, собственно, традиционны – «облюбованный» мужчина приглашается в ближайший пивной паб «пить мировую», а дальше – как карта ляжет. Чаще всего заканчивается это так же традиционно, потому что по-другому четверг называют ещё Днём Распутниц. А кёльнские мужчины, дабы не лишиться любимого галстука, выдумали надевать бумажные. Бронзовый Карнавальный фонтан изображает четыре танцующие пары именно в этот день, Женский четверг. Он был установлен в 1913 году, скульптор - Георг Грасеггер, высота фонтана - 3,85 метра. Когда-то вершину украшал двуглавый орел, но в ходе послевоенной реставрации его заменили на ангела. На фонтане есть цитата из стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте 1825 года – я немецким языком не владею, да и к фонтану, честно говоря, так пристально не присматривалась, но похоже там должно быть что-то из следующих его строк:
Возраст, как нам всем известно –
Не спасенье дурака.
Но скажу я всё же честно:
Для любого старика
Важно быть во граде Кёльне,
Где соседом мудреца,
Вольно это иль невольно
Ты увидишь и глупца…

Установлен же фонтан на площади Николая Гулича, месте не очень весёлом – некогда купец Гулич возмутился местными властями и порядками, его казнили и ранее здесь стоял позорный столб с головой бунтаря.

Начав рассказ о карнавале, два слова скажу и об остальных днях этой сумасшедшей недели. После Женского четверга пятница проходит спокойно в кафе и барах с прослушиванием живой музыки. В субботу можно увидеть Шествие дУхов и привидений. Воскресенье – детский день. Кульминацией всего праздника является «Розовый понедельник» с пышным карнавальным шествием. В Фиалковый вторник происходит сжигание соломенного чучела грехов. Заканчивается карнавал в Пепельную среду – в этот день все рисуют друг у друга на лбу кресты.
На карнавал в Кёльн съезжаются тысячи гостей, иногда их количество переваливает за миллион, а сами кёльнцы в этот период стараются взять отпуск. Впервые же карнавал был проведён в 1823 году – скоро он отметит своё двухсотлетие!
Кроме этого карнавала в Кёльне с 1991 года проводится ещё одно ежегодное мероприятие, привлекающее тысячи (а иногда, опять же, и миллион) зрителей – июльский гей-парад. По своей сути,помимо лозунгов быть толерантными к секс-меньшинствам, это тот же самый карнавал с переодеваниями, париками и шествием платформ, с разницей лишь во внешнем виде костюмов - для гей-парада они приобретаются в секс-шопе.
Оба эти карнавала – традиционный и не совсем - являются крупнейшими в Европе!
Честно говоря, не знаю, что это за памятник. Может, он посвящён гей-параду? Если кто знает, напишите пожалуйста!

А мы улочками и переулочками возвращаемся к Собору и нестройными рядами загружаемся в автобус. Как много мы увидели и, ах, как много не успели увидеть! Покидаем Кёльн с большим сожалением и одновременно без него. Потому что уже устали за две недели путешествия и, что говорить, хочется домой. Auf Wiedersehen, Cologne! Скучили за тобою, рідний Київ!
Инсталляция в центре Кёльна. Мы же покидаем город, к сожаленью, не на самолете, а на автобусе – нам предстоит долгая дорога домой

Немає коментарів:

Дописати коментар