пʼятницю, 21 вересня 2018 р.

Парк моряков на Рыбальском острове, ноябрь 2015

Рыбальский остров – на самом деле полуостров, который является остатком длинной косы, в своё время бывшей левым берегом речки Почайна. И название косы-острова-полуострова связано, конечно же, с рыбаками и посёлком Рыбалки, который где-то когда-то здесь был.

Будучи киевлянкой, я тут, на «обратной стороне Подола», никогда не бывала - только «проездом». Хотя попасть сюда раньше было «проще простого» – нужно было всего лишь пройтись с этого самого Подола по Рыбальскому вантовому мосту. Он был переброшен через гавань ещё в 1963 году и стал одним из первых вантовых мостов в мире! Вероятно, поэтому уж как-то быстро он вышел из строя - в 2001 году в связи с аварийным состоянием мост закрыли для автомобильного транспорта, при этом пешеходам ещё было разрешено передвижение. А 2 февраля 2009 года мост был закрыт полностью, огорожен забором и теперь ожидает своего демонтажа.
Гавань же, через которую переброшен мост, искусственно-созданная – была построена по проекту инженера Н.И.Максимовича в 1899 году.
Вантовый мост – раритет, которого скоро не станет. Красные опоры – укрепление моста, их установили во время ремонта

Съезд с моста - закрыт забором. Или это недостроенный новый мост?

После закрытия моста попасть в Парк моряков, куда сегодня мы поставили цель себе добраться, целая проблема. Мы долго петляли по каким-то заброшенным улочкам, и я настолько растерялась от увиденного, что даже не сделала ни одного снимка.
Местная жизнь меня поразила. Вернее, практически её отсутствие. Рыбальский остров – это промышленная зона, на данный момент пустующая и заброшенная, а всё пришедшее в запустение меня очень угнетает.
Основное размещённое здесь производство – судостроительный завод «Ленинская кузница». Это достаточно крупное машиностроительное предприятие, имеющее свою давнюю историю. Датой его основания считается 1862 год, когда инженер-технолог Фёдор Иванович Донат и дворянин Иван Генрихович Липковский составили «Товарищество машиностроительного завода». Поначалу здесь производились различные механизмы, но уже в 1913 году завод освоил буксирные пароходы. После революции в 1919 году завод был национализирован и со временем существенно расширен – его мощности позволяли строить до 30 судов в год!

Ныне завод, теперь уже под именем «Кузница на Рыбальском», продолжает являться крупным и мощным машиностроительным и металлолитейным производством, производящим буксиры, баржи, сухогрузы и прочие суда, а также различные агрегаты. На нём разрабатываются и «новинки» – бронекатера, бронемашины, пулемёты. Но - основные мощности завода размещены уже не на Рыбальском острове, а на правом берегу Днепра. Здесь же остались заброшенные цеха, бетонные заборы и дома-бараки, в которых жили рабочие и в которых продолжают жить «наследники». Картину дополняют опоры недостроенно-разрушающегося Подольского моста.
Как выживает местное население – не знаю. Ни магазинов, ни прочей инфраструктуры замечено мной не было, а кроме того – ежедневно перед глазами серая картина уныния и «классовой разницы». Ведь этот район неприличных трущоб в то же время является… безумно престижным - именно здесь расположена корпорация «Рошен», выстроен элитный спортивный клуб «Пятый элемент», и, собственно, судостроительный завод со всеми его новыми и старыми цехами и верфями принадлежит президенту страны.

Впрочем, вскоре на всём острове начнётся новая современная красивая жизнь!  В 2016 году был утверждён и начал воплощаться проект возведения целого жилого района RybalSky.
Несколько его домов уже практически достроены, и вскоре Рыбальский остров превратится в «Киевскую Голландию» - ведь проект предусматривает строительство каналов, соединённых с гаванью. На создание полного комплекса уйдут годы, но, надеюсь, всё сложится – ведь место на самом деле прекрасное. Практически центр старого города, природа, река Днепр и великолепные виды Подола…
Проект жилого района RybalSky: вместо центральной улицы – канал. Естественно, стянула из интернета

Мы и приехали сюда полюбоваться природой! И – таки нашли парк, хоть это было непросто – навигатор завёл на закрытую полуразрушенным забором заброшенную стройку того самого Подольского мостового перехода, и – даже днём там было страшновато...

Итак, Парк моряков! Он невелик (площадь всего 2,67 гектара), но неплохо облагорожен – дорожки замощены ФЭМом, лавочки в наличии, а панорама – выше всех похвал. Основан парк был в 1967 году, когда здесь установили корабль-памятник монитор «ЖЕЛЕЗНЯКОВ».
Этот корабль был построен на этой вот самой «Ленинской кузне» мимо заброшенных цехов которой мы только что проехали. Слово «монитор» подразумевает класс военного корабля, рассчитанного для действий на мелководье (в прибрежных водах морей или на реках). Такие корабли были покрыты бронёй, имели высокую манёвренность, вооружены «удобным» оружием быстрого реагирования. Их сборка производилась по старинке - методом клёпки. Создателем серии является главный конструктор «Ленинской кузницы» Байбаков Александр Борисович.
«Железняков» - в Парке моряков

В предвоенные годы уже было понятно, что война неизбежна, поэтому и была разработана эта серия судов. Разработка велась принципиально без помощи и консультации иностранных специалистов. «Железняков» стал головным, то есть изготовленным первым в этой «модели» судном. Его строительство Сталин контролировал лично, поэтому все материалы и оборудование поставлялись со всего Союза в кратчайшие сроки, и корабль был построен всего лишь за год. Введён в эксплуатацию он был 27 октября 1936 года и назван в честь героя Гражданской войны командира бронепоезда Анатолия Григорьевича Железнякова.
"Железняков" - фото взяла на сайте Фордевинд

«Железняков» прошёл всю Великую Отечественную войну. За этой скупой короткой фразой стоят артиллерийские обстрелы, бомбардировка авиации, обманные манёвры, ночные спуски по реке без включения двигателей, маскировка в прибрежном ивняке, тяжёлые бои в окружении, полное обледенение корабля, проход через минные поля… всего не перечислишь. «Железняков» выстоял и прославился как «непотопляемый», стал символом военной удачи моряков.
Далось всё это каторжным трудом. В страшных боях гибли члены экипажа, а капитан корабля капитан-лейтенант Александр Семёнович Маринушкин был несправедливо осуждён: отдан под военный трибунал, репрессирован и приговорён к десяти годам лагерей. По личной его просьбе в итоге он был отправлен на фронт в штрафном батальоне, и погиб. Только в 1966 году Александра Семёновича посмертно реабилитировали. Его дочь Викета (истинный моряк Маринушкин назвал свою девочку в честь канала, соединяющего Дунай с озером Кагул) так и не смогла найти могилу отца и посвятила свою жизнь «Железнякову» - написала несколько книг о корабле, которым командовал её отец: «Хроника монитора «Железняков», «Монитор «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» Две судьбы». Книга "Неуловимый монитор" прозаика Игоря Евгеньевича Всеволожского так же рассказывает о подвигах "Железнякова".
 Капитан монитора Александр Семёнович Маринушкин

«Вечная Слава героям!» - на гранитных досках перечислены фамилии членов экипажа, служивших на корабле

На карте, размещённой на постаменте памятника, начерчено передвижение и места, где «Железняков» нёс свой боевой дозор – Азовское и Чёрное моря, Днепр, Дунай, Южный Буг, Дон, Кубань. Он участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. И – ему единственному из серии повезло. Всего подобных кораблей было построено шесть - все были названы именами героев Гражданской войны. И остальные пять - «Жемчужин», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин», «Левачев» - героически погибли в первые месяцы Великой Отечественной, были взорваны своими командами и затонули. Лишь ещё один из них, «Ростовцев», был впоследствии поднят и восстановлен.
Карта-схема основных походов монитора

После войны «Железняков» какое-то время ещё ходил, затем служил складом, пристанью, и, наконец, 10 сентября 1960 года был «списан» и в 1967 году после ремонта «угнездился» здесь.
Нынешняя оснастка корабля – не оригинал

Перед поездкой сюда прочитала, что по кораблю можно походить-полазить. Да, это так – на него можно забраться, как, впрочем, и на любой памятник – вон недавно даже на Арку дружбы народов влез целый коллектив энтузиастов. Зачем они это сделали – сказать трудно, лично я в этом позитива не вижу, но в случае с монитором – да, детворе действительно интересно прикоснуться «ручками к рычагам» и всё потрогать самим. Но перед «экскурсией» нужно понимать, что на корабль можно попасть только «несанкционированным» образом – действительно вскарабкаться, осознавая всю опасность падения и прочих случаев травматизма. Для взятия корабля «на абордаж» предшественниками-экскурсантами оставлено множество всевозможных приспособлений в виде досок, культурного же, «сброшенного на берег» трапа здесь нет.

И теперь – о других мемориальных объектах парка.
Посетителей встречает так же давний монумент, но установленный здесь недавно. Это ПАМЯТНИК МОРЯКАМ ГЕРОИЧЕСКОЙ ДНЕПРОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ. Изначально он был установлен на набережной в районе Почтовой площади, его торжественное открытие состоялось 6 октября 1979 года. Памятник сразу же стал одной из визитных карточек города – его часто можно было встретить на почтовых открытках. Однако в связи с масштабной реконструкцией развязки вокруг Почтовой площади монумент было решено перенести сюда. Повторно его открыли на Рыбальском острове 8 мая 2013 года.
Памятник морякам героической военной Днепровской флотилии

В центре монумента в окружении бронзовых фигур моряков расположен гранитный трёхгранный обелиск, на стенах которого увековечены имена боевых судов Днепровской флотилии – честно говоря, я этого не знала, и, читая, никак не могла связать воедино слова. Одна грань представляет суда, участвовавшие в боевых действиях в 1919-1920 годы: «Геройский, Гневный, Горячий, Грозящий, Громовой, Губительный, Курьер, Малый, Могучий, Мстительный, Пролетарий, Трал». Две следующие грани представляют суда периода Великой Отечественной войны. Одна грань: «Верный, Винница, Водопьянов, Ворошилов, Димитров, Железняков, Житомир, Левачев, Парижская Комунна, Река, Ростовцев, Смоленск, Техник, Флягин». Вторая грань: «Большевик, Бобруйск, Витебск, Жемчужина, Кремль, Неман, Передовой, Пина, Пушкин, Смольный, Трудовой, Ударник, Ф.Энгельс, Бронекатера, Тральщики».
Авторы памятника - скульпторы Макар Кодратьевич Вронский (с его работой я раньше сталкивалась практически ежедневно – бюст Дзержинского в подземном переходе к метро «Лыбедская»), Александр Павлович Скобликов (из множества его известных работ - Арка дружбы народов, памятник Заньковецкой в Нежине) и архитектор Иван Ланько. Общая высота памятника - 14,5 метров.
Другой ракурс. По периметру монумента расположены якоря

В интернете встретила информацию, что при переносе якобы была утеряна «фигура раненого моряка, ползущего по земле». Смотрела и вертела старые фотографии так и эдак – вроде бы все фигуры на месте. Если какая-то из скульптур и исчезла, случилось это давным-давно, а не при демонтаже. Кроме того, прочитала, что скульптурам будто бы «поотбивали руки». Но как это могло бы произойти с бронзовыми изваяниями?
Фотография из интернета – демонтаж фигур

Но – идём дальше. Ещё один монумент парка - чёрный обелиск «Канонерской лодке «ВЕРНЫЙ» и его героическому экипажу, погибшему в неравном бою во время обороны Киева 25 августа 1941 года. Вечная память героям». На памятнике перечислены фамилии погибшего экипажа, а установлен монумент был в 2002 году.
Само понятие «канонерская лодка» подразумевает класс небольших кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах, в прибрежных морских районах – почти как монитор. «Верный» - это бывший речной колесный буксирный пароход. Построен он был 1898 году в немецком Кёнигсберге и поначалу принадлежал частному судовладельцу, в 1919 году его национализировали и вооружили.
Канонерская лодка "Верный" - фото из интернета

«Верный» активно участвовал в Гражданской войне, а решающим для него стало начало Великой Отечественной.
19 августа 1941 года наши войска вынуждены были отступить от Киева. При отводе сухопутных войск были нарушены требования маскировки, и фашистская разведка заметила перемещение фронта, завязалась битва. «Верный» вместе с другими канонерскими лодками занял позицию для обстрела Печкинского моста (он находился недалеко от устья реки Припять), по которому немцы осуществляли танковую переправу «вдогонку» нашей армии. Мощным артиллерийским огнём "Верный" сумел серьёзно повредить мост, в результате чего танковая дивизия противника раскололась на две части. Затем наши лодки помешали врагу организовать понтонную переправу. Фашисты были в ярости, и направили на наш флот бомбардировочную авиацию. «Верный» атаковали 18 немецких самолетов! 25 августа 1941 года в районе села Толокунь врагу удалось потопить "Верный". При этом погибли 16 членов экипажа, в том числе командир корабля старший лейтенант Алексей Фёдорович Терехин и главный боцман старшина 2 статьи Леонид Силыч Щербина. Именем Терехина названа улица в Киеве недалеко от Куренёвского парка.
В память о «Верном» в селе Толокунь на территории Дома отдыха рыбаков ещё в 1975 году был установлен памятник, но, к сожалению, его разрушили в 90-е годы, сохранился лишь фундамент. В 2013 году в Толокуни повторно был установлен памятный знак героическому экипажу.

Интересно, что «Верный» один период носил имя "Гневный", то есть на предыдущем парковом памятнике-обелиске он упомянут два раза – под двумя своими именами: на грани Гражданской войны как «Гневный», на грани Великой Отечественной как «Верный».
Памятник героическому экипажу «Верного» - на Рыбальском острове

И последний монумент парка – «Вечная память МОРЯКАМ-ПОДВОДНИКАМ, погибшим в море» в период Великой Отечественной войны и в мирное время. Обелиск установлен Киевской городской ассоциацией ветеранов-подводников и был открыт 6 мая 2010 года.
Памятник морякам-подводникам

Вот и закончилась прогулка по парку. А в завершение – ещё пару фотографий. Всё-таки это место – чудесное!
Вдали видна прекрасная Андреевская церковь – королева Подола!

"Железняков" - по мнению многих лучший памятник Киева

"Но без Подола Киев невозможен..."

Корабль-призрак

За дебаркадером - пришвартованный теплоход "Штурман"
 
Марево осени

Немає коментарів:

Дописати коментар