неділю, 7 грудня 2014 р.

Музей Марии Заньковецкой: история любви и одиночества, март 2014

Проезжая по улице Красноармейской (ныне Большой Васильковской - никак не привыкну к этому названию), в районе Дворца культуры «Украина» можно заметить небольшой двухэтажный домик – он значится под номером 121. Смотрится он достаточно необычно среди панельных многоэтажек и современных «металлопластиковых» высоток, и по молодости, к своему стыду, я была твёрдо убеждена, что лучше бы его снести – настолько он не вписывается в ландшафт. К слову, однажды его таки сносили – видимо, глупые мысли проскакивают не только в моей голове. Ладно мне, тогда ещё маленькой девочке, не приглянулся дом, выбивающийся из общего окружения, но решение о сносе принимали якобы «учёные» мужи. К счастью, практически сразу же дом восстановили. И это большая радость, что он есть - ведь таким раньше был весь Киев!
Двухэтажный особняк-музей

В домике расположен Музей выдающейся украинской актрисы Марии Заньковецкой (музей является филиалом Театрального музея в Киево-Печерской Лавре). Этой весной, в марте 2014 года мы с подругой Ириной посетили его.
Работает он с 10 утра, и мы прибыли сюда к открытию. Нам страшно удивились - посетителей здесь бывает мало, и больше во второй половине дня.
Покупаем билеты на первом этаже – исторические фото развешены уже здесь. Фотографировать в музее запрещено (интересно, почему?), поэтому все фотографии сделаны «подпольно» - вот так издали, и когда работница отвернулась.

Интерьеры музея сразу же переносят в «ту эпоху» - повсюду расположена старинная мебель и всякие другие интересные «штучки-дрючки». Например, есть очень оригинальная музыкальная шкатулка - таких я больше нигде не встречала. В комнатах особняка снимались некоторые фильмы, поэтому даже «просто побродить» тут достаточно интересно. Но с экскурсией – ещё интересней.
Музыкальная шкатулка на столике

Основная экспозиция находится на втором этаже особняка и состоит из двух отделов: направо расположены залы, посвящённые творческому пути актрисы, налево - комнаты, моделирующие квартиру Заньковецкой, в которой она провела последние годы жизни.

Мы поднимаемся на второй этаж, и девушка-экскурсовод в первую очередь ведёт нас в зал, где выставлены фотографии Заньковецкой и её семьи, личные вещи и театральные афиши: начинается экскурсия в первом разделе музея с рассказа биографии актрисы – её рождения, детства, юности и поиска себя в искусстве.

Итак, Мария Константиновна Адасовская родилась 23 июля 1854 года. Интересно, что сама она везде указывала 1860-й год рождения (как истинная леди, слегка умаляла возраст), и лишь недавно в архиве был обнаружен документ, указывающий правильную дату.
Её родителями были обедневшие дворяне, мама – Мария Васильевна Адасовская (в девичестве Нефедьева), отец – военнослужащий Константин Константинович Адасовский. Так же у Марии было два брата, Евтихий и Александр, и сестра Лидия. Проживали они в селе Заньки на Черниговщине, где и родилась будущая актриса (там сейчас так же обустроен музей).
Уголок в музее, с которого начинается экскурсия – фотографии Заньковецкой, её родителей, и дома, в котором она родилась в селе Заньки

В те времена театр был модным домашним развлечением – по вечерам взрослые часто переодевались и ставили пьесы. Кроме того, отец руководил хором в местной церкви. Поэтому вполне естественно, что Мария с детства впитала в себя страсть к перевоплощению, любовь к народным песням и творчеству. Ещё будучи маленькой, она уже любила всяческие розыгрыши. Однажды она легла на лавку и надолго затаила дыхание – притворилась умершей. А в более старшем возрасте переоделась в платье пожилой женщины и набросилась на отца с угрозами и проклятиями наподобие их соседки – и в этой злой женщине даже отец не узнал Марию.
За такие проказы дочь иногда ругали, иногда хвалили, но ни в коем случае не связывали этот необычайный артистизм с её дальнейшей судьбой.

В 1875 году Мария выходит замуж за военнослужащего Алексея Антоновича Хлюстова и становится Марией Хлюстовой. Муж очень любил Машу, она его – нет, вступить в брак её уговорили родители, мол, выгодная партия. Так началась её жизнь путешественника – с мужем она переезжает с одного места службы на другое. И по-прежнему увлекается театром и искусством.
Старое фото из семейного альбома – здесь есть Мария и её муж

И вот однажды выдался день, который в корне изменил всю её судьбу. Случилось это в 1877 году в Бендерах (Молдавия) – на тот момент Хлюстов там проходил воинскую службу. Вечером Мария сидела за фортепиано и негромко напевала песню «Коло млину, коло броду…». И вдруг ей в унисон подпел мужской голос. Подняв голову, Мария увидела ЕГО – это был Николай Карпович Тобилевич-Садовский. Он являлся другом мужа Марии, поэтому и оказался в доме Хлюстовых. Думаю, искра любви пробежала между ними мгновенно, и в дальнейшем они просто не могли сопротивляться всё разгорающемуся пламени.
Так они познакомились, потом переписывались, а затем в одном из писем Садовский предложил ей работу в театре. Она, опять же в письме, согласилась, и 26 октября 1882 года прибыла в Елисаветград (нынешний Кировоград), чтобы завоевать любовь публики с первого же спектакля и с труппой Кропивницкого объездить всю Украину.
Мария Заньковецкая в окружении городов, где она выступала

По тем временам такой шаг считался совершенно немыслимым и нарушал все порядки дворянского общества. Родители были в ужасе, ведь они при всей своей любви к театру расценивали его только в качестве досуга. Между Марией и семьёй произошёл разрыв. Отец запретил ей выступать на сцене под фамилией «Адасовская», и тогда она взяла себе псевдоним «Заньковецкая» - от названия родного села. Муж Марии после её поступка был вынужден написать на службе рапорт с прошением об отставке. И при этом всё равно продолжал любить её, пытаясь спасти их отношения. Но Мария уже с головой окунулась в театральную жизнь, и новая любовь – любовь всей её жизни к Николаю Садовскому - захватила её. Со временем Заньковецкая и Садовский стали жить вместе, но повенчаться так и не смогли – хоть Мария и получила развод (при этом неприятный для всех сторон процесс тянулся более пяти лет), но, как виновная сторона, уже не имела права на церковный брак с другим мужчиной.

Новая актриса Мария Заньковецкая покорила всех. Кропивницкий очень рисковал, ставя её на первый спектакль – ведь до этого он даже не видел Марию, а представленье было назначено уже на следующий день после её приезда. Но волнения были напрасны – Мария с честью выдержала экзамен, все были в восторге от её игры.
Так продолжилась кочевая жизнь Заньковецкой – переезды с места на место, из города в город. Причём всё это сопровождалась большими трудностями, поскольку у Марии не было собственных документов – в те времена женщины вписывались в паспорт мужа, поэтому при проверках жандармов приходилось откупаться или прятать актрису.
Костюм из первой пьесы Заньковецкой «Наталка-Полтавка»

Слава об украинском театре долетела и до России, и вскоре труппу Кропивницкого пригласили на гастроли в «самісінький Петембург» – их выступления в этом городе начались в ноябре 1886 года. И даже царская семья однажды почтила своим присутствием выступление и была поражена игрой актёров, после чего великая княгиня Елизавета Фёдоровна (жена брата действующего царя) подарила Марии Заньковецкой брошь.

На фоне стремительного взлёта актёрской карьеры личная жизнь Заньковецкой всё же не ладилась – новая любовь, длиною в жизнь, счастливой не стала. Николай Садовский, как творческая натура, был человек крайне влюбчивый, и очень часто изменял Марии. Поначалу она его прощала, но со временем это для неё становилось всё труднее и труднее. Их совместная жизнь – бесконечный бег по кругу: измена, ссора, мольбы о прощении и заверения в том, что «я люблю лишь тебя одну», короткий период счастливого единства, и вновь измена. Поэтому самой близкой для себя ролью Мария Заньковецкая считает Азу в пьесе Михаила Петровича Старицкого «Цыганка Аза».
Впрочем, любую роль актриса «пропускает через себя» - играет «на оголённых нервах», всё совершенствуя своё мастерство. Одним жестом, одним наклоном головы она умела создать нужное настроение. «Захочу – плакать будете, захочу – смеяться», – так она настраивала себя перед выходом на сцену. И действительно, зрители смеялись и плакали вместе с ней. А после спектаклей актрису не отпускали со сцены, её гримёрная напоминала цветочную оранжерею.

Заньковецкая настолько «владела лицом», что Павлов, как физиономист, изучал её мимику, и даже прислал художника делать с Марии наброски переживаемых чувств – эти работы в качестве иллюстраций вошли в книгу по Фрейду. А однажды Мария сама загримировалась в образ Иисуса Христа и сфотографировалась – это потрясающее фото так же выставлено в музее.
К слову, Заньковецкая любила фотографироваться, и благодаря этому сохранился «приличный фонд» её изображений – около 70 снимков из жизни и около 80 со спектаклей.
 
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - о том, насколько Заньковецкая была гениальной актрисой, можно судить по её поклонникам. Лев Николаевич Толстой через сына после спектакля послал ей огромный букет цветов и попросил в ответ что-нибудь «на память» - Мария передала ему платочек, который до сих пор хранится в музее Толстых в Ясной Поляне. Чайковский подарил ей серебряный венок с надписью «Бессмертной от смертного» в знак того, что её талант он считает намного ярче собственного (этот венок сохранятся в фондах Музея Заньковецкой). Магнат Кузнецов, владелец фарфорового завода, подарил ей сервиз из 120 предметов, посуда была переложена соломой и упакована в большую бочку, которую выкатили прямо на сцену после завершения спектакля и таким необычным образом вручили.
Поговаривают, в Марию был влюблён Чехов - их часто видели катающимися вместе в коляске. А учитель Марии Марко Кропивницкий ещё в начале карьеры на одной из репетиций снял с руки бирюзовый перстень и одел ей со словами: «Обручаю, тебя, Марусенька, со сценой. Теперь у меня есть для кого писать драмы». И многие другие драматурги так же начали писать пьесы специально для Заньковецкой, мечтая, чтобы она сыграла в них главную роль. Причём Мария иногда даже выступала соавтором, подсказывая, в каком ключе следует переработать пьесу.
Зал с фотографиями её знаменитых поклонников


Чехов и картина с изображением Заньковецкой в образе цыганки Азы – самой близкой для неё роли. К сожалению, картина установлена неудачно и со всех сторон падают блики

Поэты посвящают Заньковецкой стихи, композиторы – музыку. Она объездила с гастролями всю Украину, выступала в России, Грузии, Молдавии и Белоруссии. Но родители по-прежнему не поддерживают и не понимают дочь. Лишь через много лет успешной театральной карьеры актрисы наступило её примирение с семьёй - отец присутствовал на её спектакле в Москве и после этого они помирились.
Личная же жизнь актрисы по-прежнему терпела полное фиаско – отношения с Садовским становились всё хуже и хуже.
Как-то летом они Садовским поселились в загородном доме вместе с мальчиком, сыном Садовского от первого брака (общих детей у пары не было). К несчастью, мальчик после купания умер от воспаленья лёгких. Мария очень тяжело пережила трагедию, и это послужило толчком для окончательного разрыва их отношений – в 1909 году актриса окончательно ушла от Садовского и при жизни его так и не простила.

Какое-то время актриса проживала в Нежине – руководила там театром. А затем вернулась в Киев и  поселилась вот в этом доме – ранее он принадлежал семье сестры Лидии, и теперь племянник пригласил Заньковецкую на проживание. В доме было несколько квартир, и Мария Константиновна, поселившись здесь в 1918 году, заняла квартиру № 4 – в неё-то мы и переходим для дальнейшей экскурсии.

На входных дверях прикреплён почтовый ящик и звоночек – когда почтальон опускал корреспонденцию, слегка позванивал в колокольчик.
Почтовый колокольчик

Сразу же в прихожей – вешалка с сумками и шляпками, словно актриса только что вернулась с прогулки.
Вешалка

Квартира состоит из трёх комнат и кухни. Первая комната – кабинет. Здесь повсюду разложены красивые салфеточки и подушечки ручной работы – актриса была отличной рукодельницей. Тут же хранятся некоторые уникальные письма, в частности письмо-ответ Садовскому, когда она впервые согласилась стать актрисой.
Кабинет
 


Подушечка, сделанная собственноручно Марией Заньковецкой

Дальше – гостиная, являющаяся одновременно и спальней, за ширмами установлена кровать Марии. Рядом расположен шкаф с личными вещами. Девушка-экскурсовод демонстрирует накидку из лебяжьего пуха, подаренную Заньковецкой поклонниками - нам с Ирой разрешили до неё дотронуться. Какая же она приятная на ощупь – так и захотелось в неё закутаться! А ещё здесь хранится строгое чёрное платье, в котором Мария Заньковецкая позировала художнику. Вообще же в те времена шкафы только входили в обиход, а до этого пользовались сундуками – такой сундук можно увидеть в коридоре.
Гостиная



Портрет



Платье, в котором позировала актриса

В столовой на столе «остатки былой роскоши» - всё, что осталось от кузнецовского сервиза (того, что из бочки). Причём до сих пор неизвестно, куда делись остальные составляющие – неужели просто разбились?
Столовая
 

Остатки кузнецовского фарфора

Наше внимание привлекли экспонаты в виде совочка и метёлки – оказалось, это для сметания крошек со стола!
Самовар, а на нижней полке – метёлка для сметания крошек со стола

В кухне – «обыкновенная» печь! На ней кухарка-горничная готовила для бывшей актрисы еду.
Кухня

Печь

Здесь в доме актриса прожила с 1918 по 1934 годы. Николай Садовский умер в 1933 году, и похоронная процессия проходила по Красноармейской улице мимо дома Марии Заньковецкой. На тот момент по состоянию здоровья бывшая актриса уже не выходила из дома, но попросила положить своему любимому ладанку в знак того, что она всё ему простила. Сама Мария Константиновна Адасовская-Заньковецкая умерла через год после этого, в собственной кровати.

Уже в 1960 году в доме был открыт Музей Марии Заньковецкой. При этом остальная часть дома по-прежнему оставалась жилой – здесь были коммунальные квартиры! В 1980-й год внёс свои коррективы - дом признали невписывающимся в облик города во время проведения Олимпиады. Старожилы говорят, что снос здания осуществили буквально за день. К счастью, в 1989 году дом был восстановлен, правда, при этом немного сместили его месторасположение (первоначально он находился правее, на месте высотки).
Барельеф у входа в музей Марии Заньковецкой

На месте этих высоток первоначально был расположен дом, в котором проживала Мария Заньковецкая

Мы выходим из дома-особняка под впечатлением. Вокруг ласково светит весеннее солнышко! Рядом с Музеем рядом разбит прекрасный сквер – как же я раньше его не замечала?
В декабре 2008 года здесь был установлен памятник Георгию Гонгадзе и, в его лице, всем погибшим журналистам, чьи убеждения так и не были сломлены. За фигурой человека высотой 3 метра, выполненной из бронзы, возвышается символичное дерево жизни с проёмом в виде пера (высота дерева 7 метров).
Георгий Гонгадзе всю свою жизнь посвятил борьбе – он был ярым борцом, патриотом Украины и Грузии. Мария Заньковецкая так же была истинной патриоткой – стремилась выступать сугубо на украинском языке в те времена, когда «украинского языка не было и быть не может», а цензура лишь половину пьесы разрешала провести на украинском.
Актрису неоднократно приглашали в русские театры, но всегда получали категоричный отказ.

Памятник Георгию Гонгадзе

Прогулявшись, мы с Ирой ещё немного разговариваем о политике и всякой всячине. Как же всё быстротечно, «как суетны люди»! Всё мимолётно и нет ничего вечного. Жизнь пройдёт, но если вкладываешь душу в свою работу, это останется в памяти людей и их сердцах. И не обязательно открывать звезды, законы физики или научные теории. Можно просто быть женщиной, актрисой, преданной своему делу. А вот для счастливой любви всё же не существует рецепта…

Сквер вокруг музея

Немає коментарів:

Дописати коментар