вівторок, 27 листопада 2018 р.

Сквер Казимира Малевича

Практически каждый день проезжаю мимо небольшого, но оригинального сквера, поэтому решила пару слов сказать о нём.
Площадь сквера небольшая – всего лишь 0,1 гектара. От жилых домов его отделяют две дороги с односторонним движением, то есть по своей сути сквер – это фрагмент бульвара.

Как следует из названия, сквер посвящён всемирно известному художнику Казимиру Севериновичу Малевичу. Место выбрано не случайно – недалеко отсюда 23 февраля 1879 года художник появился на свет в доме своей тёти Марии Оржеховской. Правда, возникла путаница, где именно находилось имение, принадлежащее ей. Долгое время считалось, что семья владела домом номер 15 по улице Бульонской (с 1941 года – Василия Боженко, а с 2012 года - Малевича). Тот дом был снесён в середине ХХ века и на его месте построен новый корпус Института электросварки АН УССР, а сквер выбран в качестве увековечивания памяти художника в виду своей близости именно к этому месту. И только в январе 2018 года были найдены документы, свидетельствующие, что имение Оржеховских в конце XIX века располагалось на улице Жилянской, возле пересечения с Паньковской – это так же относительно недалеко от сквера. На том месте сейчас возведены современные здания.
В Киеве Казимир Северинович практически не жил, его детство прошло в небольших городках и сёлах - отец работал директором сахарных заводов, и потому семья проживала в поселениях, где работали подобные предприятия.
Свои самые знаменитые произведения он создал в Москве и Ленинграде. Но в 1928-1930 годах преподавал в Киевском художественном институте.

Самой известной, самой спорной и самой обсуждаемой в мире работой художника стал «Чёрный квадрат». Мы привыкли слегка иронично относиться к этому «полотну» - и правда, у меня ребёнок в два года наклепал с десяток чёрных, фиолетовых, разноцветных прямоугольников и квадратов, и всего-то за полчаса, пока гуашь не закончилась и пока я не зашла в комнату.

Действительно, художники малевали чёрным задолго до Малевича, но лишь его работа пришлась ко времени и месту, прославив его в веках. И именно этот парадокс, а не сама картина, будоражит умы и воображение человечества уже многие годы. Впрочем, и в самом квадрате кто-то находит глубокую философскую мысль.
Пример «До Малевича»: Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893 год, иллюстрация взята с сайта russiahousenews.info

Квадрат Малевича – это не просто квадрат, это идея, которую нужно было придумать. И «муза» посетила его во время работы над эскизами декораций к футуристической «опере нового времени» Михаила Васильевича Матюшина «Победа над Солнцем». Художник даже опасался, как бы идею квадрата не украли!

Впервые представлен «Чёрный квадрат» на суд публики был в декабре 1915 года. Картина является частью триптиха вместе с «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом», но в итоге триптиха не получилось – все три картины сохраняются в разных местах: квадрат находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, круг – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а крест - в Центре Помпиду в Париже. Кроме главной версии «Квадрата» существует ещё три варианта этой геометрической фигуры, и все они находятся в России.
Впервые на выставке – «Чёрный квадрат» среди прочих супрематических работ Малевича, фото с сайта russiahousenews.info

«Чёрный супрематический квадрат», размер 79,5 х 79,5 сантиметров, холст, масло. «Репродукция» взята в Википедии. Работа выполнена в стиле супрематизм – «беспредметная живопись»

В нашем сквере памятник художнику всячески подчёркивает и олицетворяет это самое знаменитое «полотно» Малевича – квадрат. Монумент представляет из себя белый силуэт куба, высотой пять метров. Установлена эта арматура на подиуме из чёрного гранита – всё тот же квадрат. Открыт памятник был 26 мая 2008 года.
Белая конструкция – не продолжение стройки, а киевский памятник Казимиру Малевичу

Сквер дополняет красно-жёлтое абстрактное нечто – лично я считала, что это так же скульптура, символизирующая кубизм, в стиле которого, среди прочих, писал Малевич. Оказалось, нет! Это «Лавки-Графики» - лавочки, своими силуэтами напоминающие графики взлёта и падения валютных курсов. Создала их художница из Броваров Жанна Эльфатовна Кадырова. При этом её «высокий замысел» и пожелание состоит в том, чтобы всем киевлянам и гостям столицы, желающим сюда присесть и отдохнуть, графики валют были до того самого места, которым они уселись на скамейки. Вот так вот! Появились лавочки здесь так же в 2008 году.
Лавочки. К сожалению, уже требуют ремонта – плитка во многих местах отвалилась. Новенькими они сверкали, переливались и радовали глаз, сейчас – просят об обновлении

Говорят, сразу же после создания сквер начал вести яркую богемную жизнь – здесь проводились какие-то встречи художников, перфомансы и инсталляции. Но сейчас это место выглядит заброшенным. Помимо лавочек, сам памятник так же требует ремонта. Хотелось бы, чтобы обновили это место! Ведь Малевич вообще-то, помимо квадрата, создал много талантливых произведений, творил яркими красками, привнес цвет в жизнь, являлся педагогом и декоратором. И не хочется, чтобы такое симпатичное место – сквер Казимира Малевича – кануло в чёрную дыру…
«Другой» Малевич, "не квадратный": «Цветущие яблони», 1930, 55 х 70 см., масло, холст

«Натюрморт», 1911, 52,5 х 51,8 см., бумага, акварель, гуашь

«Точильщик», 1912, 79 х 79 см., холст, масло

«Пейзаж недалеко от Киева», 1930, 48,3 х 68 см., холст, масло

Немає коментарів:

Дописати коментар