четвер, 2 жовтня 2014 р.

Есть в мире горы круче
Быть может, и красивей
Но я люблю Карпаты!

Мы с Сашей не любим жару, поэтому отпуск предпочитаем проводить в «тенистом прохладном» месте – в этом году выбор пал на Карпаты.
Ранее мы бывали здесь преимущественно в зимнее время года – катались на лыжах. Теперь же, летом, всё равно оказались на горноЛЫЖНОМ курорте. Впрочем, с этим сложно было «промахнуться», ведь в Карпатах склоны обустроены практически в каждом населённом пункте.
Итак, что же могут предложить Карпаты вместо лыж летним туристам?
Обосноваться мы решили в селе ПИЛИПЕЦ – иногда его произносят как ПИлипец, с ударением на первом слоге. Основано село в 1463 году, о происхождении названия достоверных сведений нет, но жители сами придумали легенду о пастухе Пилипе, который первый построил в здешних местах хату. В конце декабря 2012 года ему даже воздвигли «памятник» - из серии фарфоровых фигурок «для сада-огорода». Ничего особенного «скульптура» из себя не представляет, но все равно приятно! В ухоженном палисаднике у входа в магазинчик (установлен дед у отельно-торгового комплекса «Пилипец») на постаменте «дежурит» добродушный Пилип. Если бы этой легенды не существовало, её срочно нужно было бы выдумать!
Дед Пилип – основатель Пилипца

Мы же от торгового комплекса поднимаемся по улочке вверх ещё около пяти километров, и оказываемся у места назначения – по обеим сторонам дороги появляются сувенирные лавки, а затем и ряды гостиниц. Селимся в «ГРАНД-ОТЕЛЬ «ПИЛИПЕЦ», и – на ознакомительную прогулку!
«Гранд-отель «Пилипец»

Как я уже упомянула, Пилипец в первую очередь зимний курорт – с порога гостиницы сразу же видны опоры подъемников, расположенные на склоне горы Гемба. Высота Гембы составляет 1497 метров – Пилипец после Драгобрата считается самым высокогорным курортом Украины.
Склон Гембы и бугельный подъёмник

Схема трасс

В Пилипце установлен самый длинный бугельный подъёмник всех украинских Карпат – его протяжённость 1560 метров. Всего же здесь на разной высоте установлено несколько бугельных подъёмников, и с их помощью выехав на склон (на самый пик подъемники не затягивают), можно мчаться вниз по снежной трассе около 6 километров!

В летнее же время так же можно выбраться на гору с помощью ПОДЪЁМНИКА – здесь круглый год в любую погоду работает кресельная дорога «Затишок» и поднимает туристов на высоту 1160 метров. Даже в проливной дождь заядлые туристы поднимались на подъёмнике, дабы насладиться панорамой гор. Его режим работы – с 10.00 до 17.00. Единственное условие – утреннее включение производится при наличии четырёх и более человек. Рассказывают, любители поднимают с собой на гору велосипеды, и затем спускаются на них вниз. Но и без велосипеда здесь захватывает дух, ведь «лучше гор могут быть только горы» - и вправду, что может быть лучше, чем стоя на одной горе любоваться другими!

Кресельный подъёмник

Ещё один «привет» от зимних туристов летним – МУЗЕЙ ЛЫЖ. Он расположен на базе отдыха «Горянин» и функционирует с 2010 года. Говорят, среди экспонатов есть даже австрийские ясеневые полозы времен Первой мировой войны. Но, к сожалению, музей работает только при наплыве людей - для единичных посетителей его не открывают. Видимо, следующему «заезду» повезёт больше - меня заверили, что в июле музей уже будет работать.
Лыжный забор – за ним скрывается Музей лыж

Помимо горнолыжного подъёмника в Пилипце есть очень яркая достопримечательность, изюминка всех Карпат – ВОДОПАД ШИПОТ. Экскурсионные туры по этим местам обязательно предусматривают посещение Шипота - огромные автобусы регулярно паркуются у начала улицы, и толпы туристов снуют «туда-сюда».
Я же поначалу переживала – как мы станем искать водопад в глухих лесах? Мои волнения оказались полностью напрасны – едва ли ни до самого водопада проложена асфальтированная дорога, заблудиться совершенно невозможно. При этом дорога весьма живописна – она проходит вдоль горной речки Плошанки (на которой и образован водопад) и цветущих лугов. А ещё по обеим сторонам дороги расположены базы отдыха и жилые дома - дорогие хоромы чередуются со старенькими разрушающимися хатками, так и напрашивающимися в этнографический музей.
По дороге к водопаду

Вход на территорию заповедника платный – поначалу он был 3 гривны с человека, с июня же плату подняли до 7 гривен. В общем-то, это справедливо, ведь за туристами убирают мусор и ремонтируют для их удобства деревянные сооружения – мостики и ступеньки. Причём, что интересно, почва здесь настолько влажная, что палки, воткнутые в землю для укрепления дорожек, начинают пускать корни и листву.
Ну а дальше за платным шлагбаумом – эти самые мостики, ступеньки, и водопады, водопады, водопады! Я уж подумала, что комплекс этих водопадов и есть Шипот.

Дорога к водопаду по территории заповедника

Но нет, вскоре мы дошли действительно до настоящего водопадища – общая высота падающей воды составляет около 14 метров! Вода рассыпается брызгами и прыгает с валуна на валун мощными потоками. Традиционно считается, что водопад носит своё название от словосочетания «вода шепчет». Может, когда-то она и шептала, но сейчас – ревёт, и слова восторга приходится кричать друг другу!
ВОДОПАД

Нам крупно повезло – несколько минут мы любовались водопадом совершенно одни, один на один со стихией, проторившей себе в вековых камнях русло. Но вскоре прибежали новые туристы и… полезли в водопад купаться! Ловко взобрались по камням на один из ярусов и с визгом встали под ледяные струи - температура воды здесь даже летом не превышает 8 градусов. Мы «скупнуться» не рискнули, но ниже по течению, на месте нашего постоянного привала с питьём чая, зашли в Плошанку и полазили с камня на камушек – вода обжигает, и уже через пару секунд мы пулей выскочили на сушу. А вот лягушке хоть бы хны – сидит себе в воде целый день!
В ледяной воде

Лягушка – «одета» в тон камню

Лягушка – не единственная живность, которую мы встретили у водопада. На огромном валуне грелись две ящерицы, на крышу беседки прилетела сойка. А ещё здесь есть местная достопримечательность в виде, как шутят торговцы, «живой рекламы шашлыка». Еще при первом подъеме к водопаду я разглядела под деревом нечто серое. «Сдохший кабан… Хорошо, что пока не завонялся!», - подумала я. Тем временем, «сдохший» кабан хрюкнул, и потрусил ушами во сне. Вскоре он уже весело бегал между туристами, с удовольствием выставляя пятачок для фотографирования.
Хрюша-кабан

Оказалось, это Маргоша - смесь дикого кабана и польской домашней свиньи, ей пять или шесть лет. Живёт Маргоша в отельном комплексе «Заринок», и каждый день приходит к водопаду. За несколько дней мы изучили её режим дня – в десять она уже на месте, и, как правило, после подъема досыпает под кустом. С появлением туристов оживляется – подкормив чем-нибудь, уже так просто от неё не отделаешься, она всюду суёт свой «нос» и норовит потереться об ногу. Поэтому «вкусненькое» давали ей лишь в самом конце собственной трапезы. А перекусывали мы там регулярно - как удержаться, если в воздухе так и витает ароматный запах шашлыка! А какая здесь картошка, запечённая с салом на шампурах! Словом, сколько раз мы приходили к водопаду (кажется, таких походов было пять), столько же раз мы усаживались за столы с «нехитрой снедью».
Маргоша доедает остатки нашей картошки

Перекусив, отправляемся в обратный путь, и идём вдоль речки. Как я уже упоминала, образован водопад на реке Плошанка. Позже Плошанка впадает в речку Пилипец, уже в другом селе Пилипец впадает в речку Репинку, ещё дальше Репинка  - в Рику, затем Рика впадает в Тису, а Тиса – в голубой Дунай. Вот так плотик, брошенный нами в воду, возможно, доплывёт до Чёрного моря!

***
Осмотрев достопримечательности, расположенные в непосредственной близости от гостиницы, расширяем наш кругозор, «захватывая» всё больший и больший радиус.
Помимо водопада в Пилипце есть ещё одна очень важная достопримечательность – старинная ЦЕРКОВЬ Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко. Её строили из смерековых брусов в период с 1759 по 1762 год, она полностью деревянная и очень хорошо сохранилась - в 1941 и 1961 годах проводился её ремонт. Говорят, иконостас церкви так же старинный, работы XVIII века, но храм был закрыт, и я его не увидела.
Церковь в Пилипце

К слову, в Карпатах сохранилось достаточно много старинных церквей – проезжая вдоль дороги, мы встретили не один древний храм. Но ещё больше церквей уже разрушено. В этом плане Пилипец может похвастаться очень интересным местом  - МУЗЕЕМ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ. Расположен он на подъезде к Пилипцу со стороны Воловца, в гостиничном комплексе «Аратта».
Комплекс "Аратта" - музей расположен в небольшой пристроечке слева (в кафе или на рецепции нужно попросить его открыть)

Сама гостиница выстроена Юрием Бедринцем в 2007 году, соответственно, музей основан им же в тот же период. Представляет он из себя небольшую комнату, в которой расположен 31 (кажется, именно столько я насчитала) макет – это церкви, колокольни и просто домики.
Музей деревянных церквей

Автор макетов – местный уроженец (житель ближайшего села Розтока) народный мастер Андрей Воробец, по профессии архитектор. В своё время он перенёс ряд тяжелых операций и, уже будучи инвалидом, увлёкся своим детищем – миниатюрными храмами. Он сам разработал технологию изготовления, сам делал расчёты и чертежи, и, как и в оригиналах, никогда не использовал гвозди. Наглядным материалом для мастера служили старые открытки и книга «Утраченные церкви Закарпатья».
Автор макетов (фотография в музее)

Работа над одним макетом длилась несколько месяцев, и за 27 лет увлечения Воробец создал их в количестве более семидесяти экземпляров – сорок из них приобрёл Мукачевский музей. К сожалению, коллекция макетов пополняться уже не будет - 15 июня 2010 года Андрея Воробця не стало, ему было около 74 лет. Он возродил для нас уже несуществующие церкви, чтобы мы их знали и помнили, а мы будем помнить автора этих творений. Плата за вход в музей весьма символична – 5 гривен. Среди макетов - «наша» Пилипецкая церковь. Есть Ужгородская, расположенная сейчас в этнографическом музее. Один из экспонатов – церковь из села Крива, перевезённая во Львовский «Шевченковский гай». Есть здесь и церковь, перенесённая в киевское Пирогово. Михайловская церковь из села Смереково была перевезена в Чехословакию, но здесь она есть!  Девушка «на наглядном примере» разъяснила нам с Сашей различия бойковской архитектуры (одна башня сверху), лемковской и гуцульской. В музее есть даже макеты Российских церквей - их архитектуру девушка назвала скучной и примитивной (ещё бы!).
Словом, несмотря на свои небольшие размеры, музей достаточно интересный – рекомендую к посещению!
Пилипецкая церковь

НАЛЕВО-НАПРАВО!
Вот так, основательно изучив достопримечательности самого Пилипца, мы принялись «шастать» по окрестностям. Едем дальше в сторону Воловца, и в скором времени прибываем в село ГУКЛИВИЙ. Здесь продолжается церковная тематика – здешняя церковь Святого Духа считается старейшей в Воловецком районе. Она построена в XVIII веке из пихты на фундаменте из речного камня, в советские времена была закрыта и называлась «Музей атеизма». Парадокс, но именно это позволило сохранить уникальный старинный иконостас, созданный в 1784 году немецким художником Францем Пеером. Храм реставрировался в 1971 году, но в период с 1998 по 2001-й «страшенно занепал» - крыша прогнила, и дождь лил внутрь храма. В 2001 году церковь удалось спасти – её перекрыли. Тогда же выяснилось, что уже практически не осталось мастеров, способных изготовить новые гонты (деревянные «черепицы»).
Расположена церковь не вдоль трассы – в центре села у моста нужно свернуть в сторону горы, и продолжать движение вверх около двух километров. Дорога не ахти какая, машину нам стало  жалко практически сразу, поэтому к церкви мы так и не доехали.
«Церковь в Гукливом» - работа современного художника Шарко А.П., демонстрируется в Чинадиевском замке Сент-Миколош

Зато мы обнаружили «единственный в мире» Памятник чернике, установленный 8 августа 2010 года у оригинального отеля в стиле милитари. Село Гукливий в шутку называют столицей черники – здесь расположены самые большие на Украине плантации этой ягоды. Интересно, что саму чернику тут называют… яфина! Такое местное название происходит от сплетения румынского и венгерского языков.
Памятник изначально создал скульптор из Ужгорода Михаил Колодко – на нём была всего одна черничина. Но сделанное для людей не всегда людьми ценится, и, к сожалению, кто-то сломал первый вариант миниатюры. К радости всех сельчан в 2012 году была установлена новая черника, причем сразу большим кустом с восемнадцатью ягодами, автор этого нового изваяния – Сергей Безик. Скорее всего, с кустом снова что-то случилось, потому что мы застали… четыре ягодки. Вот так и получается, что за пару лет памятник то «подрос», то снова «завял» – что же там происходит с этой черникой?
Установки памятников здесь приурочивают к фестивалю Верховинская яфина, который проходит в Гукливом ежегодно в августе – может, скоро здесь будет целая лужайка изваяний черники?
Фото из Википедии – первый вариант памятника чернике

Памятник, каким застали его мы в мае 2014-го. Не факт, что сейчас он такой же

Расположен памятник яфине недалеко от ещё одной достопримечательности Гукливого – старинного железнодорожного виадука. Такие мосты строились еще при Австро-Венгерском господстве, и надежность их в те времена проверялась простым способом – под новым мостом становились все задействованные в строительстве люди, сверху же по рельсам пускали поезд. Если построили не на совесть – что ж, сами виноваты… Поэтому в те времена халтурщиков не было, и мост надёжно служит до сих пор.
Австро-Венгерский виадук

Отель же, у которого установлена черника, построен на месте бункера времён Второй мировой войны  - венгерские бойцы должны были взорвать мост при приближении советской армии. К счастью, что-то у них с этим не сложилось, и мы любуемся виадуком до сих пор!
Отель на месте бункера

Теперь прогуляемся от нашего родного Пилипца в другую сторону – поедем направо!
Совсем недалеко от нас расположены ИЗКИ – и здесь так же есть старинная церковь Святого Николая Чудотворца, выстроенная, предположительно, в начале XVIII века. Для сохранности она сейчас обита жестью – как говорят, «одета в бляху». В 2005 году её крышу перекрыли. В храме хранится старинная икона Богородицы, называемая «Закарпатской мадонной».
Церковь в Изках

Мы же сворачиваем с основной трассы, и приезжаем в большой «отдыхательный» комплекс «а ля натюрель» Вита-парк Изки. Местный менеджер по туризму тут же зовёт нас в пешеходный поход на пару-тройку километров, но мы помотали головами и отправились в ресторан, где, кстати, вкусно готовят, а зелень в салат тётка-повариха прямо при мне нарвала с огорода. Затем я уселась на лавочку и принялась усиленно любоваться пейзажем (а он того стОит), пока не почувствовала, что, кажется… засыпаю, как кот на солнышке! Релакс полный, поэтому не зря Изки позиционируются, как Эко-курорт. Кресельный подъемник тут так же работает круглый год, словом, здесь можно замечательно отдохнуть как летом, так и зимой, причем в отличие от нашего Пилипца, тут ещё и  установлены снеговые пушки. Единственный минус, который необходимо оговорить - дорога после съезда с основной трассы просто ужасная. Заехав в Изки, из них так просто не выберешься!
Вита-парк Изки

Мы же следуем дальше, и на подъезде к местному мегаполису Межигорье проезжаем СОЙМЫ – здешний бальнеологический курорт. Нужно сказать, Карпаты, как гейзеры, бурлят минеральной водой – вдоль дорог часто можно увидеть обустроенные источники воды с зонами отдыха, лавочками, беседками и даже скульптурами. А в Соймах джерело так и вовсе «оккупировано» по полной программе – на его базе с 1950 года функционирует санаторий «Верховина», а с 2000 года работает завод, вернее украинско-немецкое совместное предприятие по разливу минеральной воды. Местные называют воду «Нафтуся», но в международной квалификации она зарегистрирована под собственным названием «Сойминская».
Источник минеральной воды в Соймах

Вода на вкус довольно специфична. Остановившись у источника, я долго «горевала» по поводу отсутствия пустой тары, пока Сашка не посоветовал для начала просто попробовать. В итоге я выпросила у тётеньки, продающей землянику, одноразовый стаканчик, набрала его «до краёв», и смело глотнула. А затем быстренько вылила в травичку всё содержимое! Вода «дуже корисна» для желудка, «не имеет аналогов в мире», но пить её невозможно! «Ты б ещё два литра из-под Кока-колы с собой набрала», - ржёт с меня Сашка всю обратную дорогу, пока я отплёвываюсь от привкуса Нафтуси в рту.
 Санаторий «Верховина»

Завод минеральных вод

К слову, в соседнем селе Келечин вода на вкус приятнее – попробуйте лучше там.

Источник в Келечине

Само село Соймы известно с 1410 года и его название происходит от «соимения» – слияния в здешних местах двух рек, Репинки и Рики.
Конечно же, в Соймах так же есть старинная деревянная церковь постройки начала ХХ века, сейчас обитая жестью. А на её фоне высится умопомрачительной красоты современный гостиничный комплекс – мы остановились, как вкопанные, и повылазили из машины, когда впервые увидели это диво-дивное. Попытались подобраться к отелю с разных сторон, но вскоре выяснили, что он, к сожалению, так и не достроен. По словам местных жителей, уже лет двадцать он находится «в процессе» - продается, перекупается и переделывается, но до сих пор так и не начал функционировать. Невезучий какой-то. Пожелаем ему удачи, пускай в скором времени его наполнит тысяча туристов!
 Недостроенный отель

Церковь (в деревьях) на фоне гостиницы

Кроме вышеперечисленных достопримечательностей Сойм, в интернете «бродит» информация о наличии здесь музея «Сельская хата», и даже указывается номер телефона, по которому, естественно никто не отвечает. Мы прошерстили всё село и прилегающие окрестности – не нашли! Были опрошены: официант в ресторане, продавщица в магазине, торговка сувенирами у бювета, огородница на огороде и гаишник на посту. Все пожали плечами и скривили лицо. Если кто разузнает более достоверную информацию о музее – поделитесь, пожалуйста!

На этом ознакомление с Соймами у нас завершено. А за Соймами – само МЕЖГОРЬЕ. Районный центр, вернее, центр жизни всех окрестных деревень! Ведь магазины – только здесь, рынок – только здесь, аптека – только здесь, и поликлиника – только здесь. Словом, по местным понятиям - здесь есть всё!
Межгорщина – край бойков. Здесь дольше всего продолжалось деревянное строительство храмов – последние церкви в исконно народных традициях были тут возведены в середине 1930-х годов. Но в самом Межгорье деревянная церковь Воскресения Господня современная – была построена в 2006 году.
Есть в городе и другие новые храмы, уже «из камня», а особенно межгорцы гордятся ещё строящимся комплексом вокруг церкви Петра и Павла. Такого «дворика» я действительно больше нигде не встречала – сплошные лесенки и аркады.
Церковь Петра и Павла

Ещё в городе есть Памятник Афганцам, Памятник воинам, Памятник Тарасу Шевченко и работающий фонтан! А на фоне этого великолепия – горы, горы и ещё раз горы! Межгорье – меж гор. Это самое сердце украинских Карпат – их центр, их середина.

Николай Рерих любил изображать на своих полотнах Гималаи различными цветами, от розовых до фиолетовых. На мой взгляд, Карпаты – тоже самые настоящие разноцветные горы! Молодая салатовая листва деревьев перемежается с тёмно-зелёным цветом старой хвои смерек, а подёрнутые туманом дальние вершины выглядят синими. Сказка!
Издали горы кажутся обманчиво пологими и бархатными – так и хочется погладить их рукой. Но вблизи они суровы, коварны, и могут быть опасными – нельзя терять бдительность! Ведь Карпаты очень молоды, им всего лишь 25 миллионов лет против миллиардов лет других гор. И они продолжают формироваться, молодая кровь так и бурлит в них  – за год Карпаты выталкиваются вверх на 4 сантиметра, и регион Карпат считается самым сейсмоопасным в Европе.

ПО ДОРОГЕ НА СИНЕВИР
За Межгорьем трасса ведёт на Хуст, но её состояние «традиционно непроходимое» - говорят, это не дорога, а лишь направление. Да и далековато нам в ту сторону, поэтому достопримечательности Хустского района в виде оленьей фермы, сыроварни, Замка и Долины нарциссов мы оставили на следующую поездку в Карпаты. А из Межгорья отправляемся в Синевирскую долину.
И как раз здесь мы воочию убедились в коварности гор – дорога на перевал по-настоящему опасна, и  в снегопады движение по ней запрещено. Своими глазами мы увидели последствия обвалов, случившихся в 2012 году и в апреле 2013-го. Исправили их достаточно примитивно – расширили дорогу за счет счесывания склона, даже незаасфальтировав новый фрагмент и не установив надлежащие ограждения в месте обвала. А при нас случился обвал бетонных плит, сдерживающих горный массив. Проезжая к озеру, у меня сразу же вызвали крупные подозрения эти плиты, давшие большие трещины и наклонившиеся в сторону дороги. Затем несколько дней шёл сильный дождь, и в следующий раз мы увидели блоки уже в виде валяющихся на дороге кусков. К счастью, под ними не оказалось придавленной машины. Но кто знает - таких надломленных фрагментов вдоль дороги много! Похоже, пока не случится несчастье, ремонтировать здесь ничего не будут.
 Пока ещё только наклонившиеся блоки

Плиты с трещиной

Случившийся обвал бетонных блоков

А мы продолжаем движение вверх, вверх, вверх. Поворот, поворот, поворот, и ещё поворот, и… СИНЕВИРСКИЙ ПЕРЕВАЛ! «Вот это да!», - дружно выдохнули мы! Здесь открываются такие красоты, что действительно захватывает дух. Мы повыскакивали из машины прямо на дороге, даже не доехав до самого перевала. Хотя нужно было немного потерпеть - если свернуть чуть в сторону, здесь есть специально обустроенная СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. С неё открывается панорама гор на три стороны света! Чтобы попасть туда, на перевале нужно свернуть в сторону на грунтовую дорогу – напротив строящейся часовенки-ротонды.

Синевирский перевал

Горганы – самая недоступная часть Карпат. Где-то здесь видны вершины Ясеновец, Стримба, Дарвайка, Барвинок, Ружа, но где из них какая – сказать не могу

Практически рядом с Синевирским перевалом выстроен отель «Камянка» – на такой высоте это выглядит настоящей экзотикой! Вниз от гостиницы ведут горнолыжные трассы. Интересно, куда по ним можно домчаться?
Вид на отель "Камянка", строящуюся ротонду-часовню и дорогу

Ну а мы начинаем спуск вниз не на лыжах - на машине. Совсем немного – и мы в долине. До озера Синевир осталось чуть-чуть, но по дороге у нас есть ещё кое-что интересненькое.
Один из таких интересных объектов - МУЗЕЙ ЛЕСА И СПЛАВА. Внимание – не тот, который был раньше! Я как-то этот момент упустила, поэтому не была настойчива в расспросах, и в результате «музей прошёл мимо». Но обо всём по порядку.
Как известно, некогда основной жизнедеятельностью в Карпатах был сплав леса. На реках тогда строились достаточно сложные плотины. Срубленные лесорубами брёвна вязались в огромные плоты – бокоры. Когда бокоры были готовы, с помощью шлюзов вода с плотин спускалась, мощный поток нёс плоты вниз по течению на огромной скорости, а мастера-плотогоны – бокораши – стоя на плотах, управляли ими. Этот промысел был прекращён лишь в 1954 году, что меня страшно удивило!
В здешних местах так же была построена плотина для сплава леса – это был сложнейший комплекс строительных конструкций длиной 80 метров! Возвели её в середине XIX века на реке Озерянка. Позже горцы дали этой небольшой горной речке второе имя, Чёрная река – уж слишком много она забрала с собой жизней во время сплава леса.
В 1973 году на базе этой действующей плотины началось создание музея, и в 80-х годах он был открыт. Это был очень интересный музей на подобие этнографического, экскурсантам демонстрировали даже «холодильник» лесорубов – старое дерево с дуплом, в котором в июльскую жару брынза оставалась всегда свежей. Была здесь и колыба, как пример временного жилья лесорубов – в ней вокруг открытого огня устанавливались спальные места батраков.
К большому сожалению, обильные осадки 1998 года полностью разрушили музей – та самая старинная плотина была снесена мощным потоком воды. Восстановить музей до сих пор не удалось, и даже дороги к нему уже практически не существует.
Но сохранившиеся экспонаты в июне 2010 года были выставлены для осмотра в другом помещении -  в селе Синевир рядом со зданием администрации национального парка «Синевир», в их визит-центре.
Для поиска музея мы как-то неудачно остановились – запримеченный дядька от нас попросту спрятался. Гоняться за ним я не захотела, других людей в округе не оказалось, и мы остались без музея. Так что если кто здесь побывает – присылайте отзывы и фотографии!

Ну а мы едем дальше, и по дороге на озеро «набредаем» на ещё одно интересное место - МЕДВЕЖАТНИК. Это реабилитационный центр для бурых медведей площадью 12 гектар, он был открыт в декабре 2011 года.
Поначалу медведей здесь было несколько, но сейчас их уже двенадцать. Каждый косолапый имеет своё имя и - грустные воспоминания, ведь до поступления в питомник большинство из них содержались в тяжелейших условиях.
Самая старшая из мишек - медведица Ира, ей уже более 30 лет. Последней была завезена шестилетняя Маша – она появилась в ноябре 2013 года. Привезли её из Сколе, и почти год она проходила период карантинного содержания.
Найти медвежатник легко – ориентиром служат деревянные фигуры трёх мишек. Дойдя до зеленого забора (он под напряжением!), нужно двигаться налево вверх около двух километров. С этим у нас «не сложилось»! Машина там не проедет (нужен очень высокий клиренс), а пошёл достаточно сильный дождь. Мокнуть не захотели, и потопали назад к машине – так мы остались и без медвежатника.
Поворот к медвежатнику

Зелёный забор – где-то за ним мишки!

Но СИНЕВИР даже в ливень мы пропустить не могли! Озеро поражает своей красотой в любую погоду и непогоду, вернее, непогода его даже украшает – добавляет каких-то особенных незабываемых эмоций.

Синевир

Вокруг озера проложена тропа достаточно хорошего качества – даже в дождь мы не замочили ног, и смогли налюбоваться озером с любой точки.
Тропа вокруг озера

Синевир часто называют морским оком Карпат – трудно подобрать более подходящее сравнение. Вода в озере изумрудно-зелёная, а посреди водной глади возвышается маленький островок, как зрачок. Берега же густо заросли вековыми пихтами и елями, словно мохнатыми ресницами.
Взгляд сквозь "ресницы"

Об озере существует красивая легенда. Будто бы в давние времена эти горы принадлежали богатому графу, и была у него красивая дочь, Синь. Как-то поехала она с отцом в лес - проверять работу батраков-лесорубов. Услышала Синь чудесную мелодию – это пастух Вир играл на свирели. Полюбили они друг друга, и начали тайно встречаться. Но донесли графу об этом, приказал он убить Вира, и на пастуха с горы столкнули огромный камень. Узнала Синь о гибели любимого, прибежала к месту трагедии, и зарыдала. И плакала до тех пор, пока не образовалось озеро, в котором она и утонула. Теперь островок на озере – это верхушка камня-могилы Сини и Вира, а озеро называется их именами.
В память об этом народном сказании на полуострове в 1984 году была установлена скульптурная композиция из красного дерева «Вир и Синь» в традиционном архитектурном стиле – она идеально вписалась в ландшафт и сразу же стала визитной карточкой озера, без неё уже невозможно представить панораму Синевира. Авторы скульптуры Иван Бровди и Михаил Саныч. Вес всех частей памятника – 30 тонн, а высота – 13 метров!
«Вир и Синь»

На поперечный брус часто забираются ловкачи – для эффектного фото на память. Позади одного из столбов даже приставлена лесенка, но мы лезть по ней всё-таки не рискнули.
Что же касается легенды об образовании озера, учёные, как всегда, серьёзно оспаривают народную версию – по их мнению Синевир образовался вследствие огромного оползня, и произошло это около десяти тысяч лет назад. Гигантские камни преградили русло речушки – так получился Синевир. Интересно, что открытого истечения воды из озера нет, лишь 60 метров ниже из скалы пробивается ручеёк (это место выделено гротом) – вода нашла себе такую хитрую дорогу. Втекает же в озеро 3 ручья, и ещё его пополняют подземные источники.
Одна из рек, впадающих в Синевир

Интересна структура озера – Синевир состоит из двух ванн, разделённых между собой подводным кряжем. Максимальная глубина озера – более 20 метров, и в нём обитает форель. А на мелководье стайкой резвятся совсем маленькие рыбки – гольян. Взрослые его особи не превышают 9 сантиметров в длину.
Рыбёшки у берега

А ещё отсюда предлагается пешеходный маршрут длиной пять километров – восхождение на гору Озёрную высотой 1496 метра, именно оттуда можно воочию убедиться в правильности сравнения озера с глазом – говорят, панорама открывается восхитительная! Сам же Синевир находится у подножия этой горы на высоте 989 метров над уровнем моря.

***
На гору Озёрную подниматься мы не стали. Зато поднялись на гору неизвестного названия близ села Розтока (недалеко от нашего Пилипца) - на ней расположена ОВЕЧЬЯ ФЕРМА.
Поездка на овечью ферму рекламируется на сайте нашей гостиницы, поэтому мы и решили «прошвырнуться» в том направлении. Хорошо, что додумалась проконсультироваться у администратора - самим ехать туда ни в коем случае нельзя! Во-первых не найдёте, во-вторых далеко не всякая машина там проедет, в-третьих можно попросту не застать овец, поскольку взрослые особи летом пасутся далеко в горах, а молодняк пригоняют лишь к обеду. Нас свозил главный инженер фермы, а заодно рассказал «об этом нелёгком деле».
Ферма построена пару лет назад, причём заезд на гору так же создавался с нуля – ранее там дороги не было вообще.
Овечья ферма

Взрослых овечек выгоняют на пастбище в начале мая, и, как правило, к этому событию приурочивают праздник Быка – пастухи надолго уходят в горы, а родные и близкие пышно их провожают. В этом году овец выгнали 6 мая, там они будут пастись на склонах, переходя с места на место, всё лето, на саму ферму их пригонят лишь в конце сентября.
В горах охраняют овец 4-5 пастухов и такое же количество собак - по «нормам», на 100 овец нужен один пастух. На данный момент отара насчитывает 500 голов. Помогают пастухам собаки алабаи и некой породы «овечья сторожевая». Пастухи работают посменно – приблизительно по неделе, и работа эта непростая. Условия жизни самые примитивные, три раза в день нужно быстро подоить всех овец, а ночью отбиться от волков. В прошлом году за лето волчица загрызла около 60 молоденьких овечек, а в среднем потеря от волков – около 100 овец в сезон.
Результатом всего этого труда становится сыр. Как я уже упоминала, поначалу овец доят три раза в день, в августе – два, и к сентябрю, когда молоко становится густым, как сметана, переходят на одно доение. Свежее молоко сразу же фильтруется, сливается в чаны, подогревается, и затем в него добавляется фермент для загустевания. Таким образом, сыр производится прямо в горах. Потом его отправляют вниз на базу, и после развозят по магазинам.
Мы продегустировали сыр уже в гостинице – вкусный!
А вечер у меня был занят – я отмывала нашу обувь в речке от зелёных какашек. Пахло при этом… лавандой! То ли она где-то цвела вдоль реки, то ли овечки её объелись.
На вершине горы с овечками

Как я уже говорила, зона курорта Пилипца начинается с сувенирных рядов, своими деревянными конструкциями напоминающих американский посёлок в стиле кантри из фильма-вестерна.
Сувенирные лавки

Много раз мы стойко проходили мимо гор одеял, покрывал, носков, шапок, безрукавок, сумок и прочего-прочего-прочего. Но в итоге я всё-таки не удержалась! Купила себе жилетку с национальными вышитыми мотивами – очередное дополнение к моей коллекции народных костюмов.
В обновке на Воловецком перевале

А Саша заинтересовался… трембитой! Её длина – почти 3 метра, но для удобства доставки её сделали разбирающейся на три составные части. Интересно, что настоящие трембиты изготавливали лишь из смереки, в которую ударила молния – так дерево мгновенно становилось сухим. Традиционно трембита служила, как сигнальный инструмент. Мы решили опробовать продающуюся: Сашка стал в позу горца и начал усиленно дуть, я же, на всякий случай, закрыла уши – мало ли, звук инструмента вообще-то  должен долетать до соседней горы. Увы, музыкант из Сашки не получился – трембита упорно молчала. Наша продавщица позвала на помощь соседа. «А ты что, сама не можешь?», - удивился тот. Но через секунду уже заявил: «Оказывается, я тоже не могу! И вообще, тут нужен специалист!». Словом, везде нужен профессионализм, и дуть в трембиту – не такое простое дело!
Сашка дудит!

Местные же горцы умеют не только играть на музыкальных инструментах. Они талантливы практически во всём! Сами люди в Карпатах – особая достопримечательность. Они работают, не покладая рук, обязательно спешат друг другу на выручку, и при этом стремятся сделать свою жизнь ярче и красивей. Не зная выходных дней, они заготавливают дрова на зиму. Их огороды расположены на вершинах гор - Сашка однажды не удержался и полез с вопросом: «Вы себе тут грядки из-за окружающего пейзажа разбили?». У домов – шикарные палисадники, лошади обязательно украшены красными кисточками-бубенчиками, а на плите всегда готовы горячие бограч (венгерский суп) и банош (кукурузная каша). Плюс – доброжелательность, отзывчивость, радушие и улыбка на лице!
Дрова на зиму - их ещё нужно будет распилить и наколоть

Гортензии в палисаднике

Розы у дома

Бубенчики

Возвращаемся с покупками с сувенирной улицы в наш «Гранд-отель «Пилипец». Как и каждый вечер, вкусно ужинаем в ресторане и выходим на террасу подышать карпатским воздухом. Как правило, я лишь вскользь упоминаю о гостиницах, где мы останавливались, но тут захотелось порекламировать, потому что действительно понравилось. Понравилось внимание персонала – ни одна наша даже пустяковая просьба не осталась без внимания, понравилась чистота и новизна отеля (он открылся в декабре 2011 года), понравился сервис и ежедневно свежие белоснежные полотенца.
Усевшись на веранде, мы закутались в теплые пледы (на протяжении всего нашего отдыха в Пилипце было достаточно прохладно) и принялись наблюдать за сборами отъезжающих туристов, посматривая то на них, то на горы вдали. Из ресторана нам вынесли вкусный какао, и я была совершенно счастлива, что мы пока ещё остаемся здесь – в «Гранд-отеле «Пилипец»!