вівторок, 21 січня 2014 р.

Поездка к Трипольской культуре: ТРИПОЛЬЕ, РЖИЩЕВ, КАГАРЛЫК, май 2006


Путешествовать мы с Сашей любим, и для самостоятельных поездок в первую очередь нас привлекают так называемые «туры выходного дня» - места, куда можно быстро добраться, несколько часов погулять и в тот же день успеть вернуться к ночлегу домой. Согласно с этими условиями мной выбран очередной маршрут – экскурсия в село Триполье Обуховского района.
Быстро сделаны бутерброды, заварен чай в термос – и в путь!

ТРИПОЛЬЕ
Дорога сюда недолгая – около часа времени.
Триполье оказалось небольшим, красивым селом на берегу Днепра, у широкого разлива. В селе даже имеется своя набережная для прогулок, что есть не в каждом городе.
Происхождение названия связывают с окружающим село ландшафтом – оно расположено у слияния трёх рек: Стугны, Красной и Бобрицы. Соответственно, здесь же сходятся три речных долины – «три поля».
Впервые Триполье упоминается в летописях в 1093 году - в связи с битвой князя Святополка с половцами. А в XII веке даже существовали князья Трипольские, и поселение было окружено большими валами.

Въезд в Триполье

 
Днепр

На пляже

Помочив руки на пляже в воде (купаться еще прохладно), мы направляемся в Музей трипольской культуры – основную цель нашего визита сюда.
В 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил недалеко от села остатки некой культуры и назвал свою находку по месту обнаружения – Трипольской культурой.

Вход в музей

Первым в музее нас встретил Кузя – смешной мохнатый пекинес, очень крупный для своей породы. Он весело трусил рядом со мной, помахивая хвостом, пока мы искали смотрителей музея.
И вот через несколько минут молодой человек провел нас в помещение и начал рассказ, который захватил даже Сашу.

Кузя

 
В музее

Все экспонаты в музее имеют следующую дату происхождения: пять-семь тысяч лет до нашей эры. Именно такой возраст трипольской культуры! Её останки в этой местности можно найти в любом дворе. Селяне и сейчас, обрабатывая огород, постоянно сталкиваются с осколками глиняных предметов быта, и попросту выбрасывают их, не задумываясь, сколько им веков.

Трипольская культура – это племена гончаров и земледельцев, которые достаточно длительное время заселяли территории практически всей правобережной Украины, Молдавии и Румынии несколько тысячелетий до нашей эры. Племена были очень высокоразвитыми, с богатой духовной культурой, поэтому некоторые ученые даже настаивают на термине «Трипольская цивилизация» - настолько большое наследие оставили они после себя. Это были трудолюбивые люди, которые занимались выращиванием злаковых культур, скотоводством и гончарством. Традиция расписывать хаты, печи, пасхальные яйца – все пошло с тех времен, когда трипольцы пышно украшали свое жилье и гончарные изделия сложными орнаментами. При этом простые рисунки имели глубокий смысл, в основном связанный с природными явлениями. А главным атрибутом являлось, естественно, изображение Солнца.
Доказано, что во времена трипольцев уже было изобретено колесо. Их дома были большими и просторными, двухэтажными, располагались по кругу, образовывая целые города, в которых численность населения достигала нескольких тысяч.

Не буду много рассказывать - лучше это делать профессионалам. Посетите музей, это очень интересно! Полуторачасовой экскурсии нам показалось мало, настолько быстро пролетело время, и захватил рассказ о далеких временах.
При выходе из музея мы, увлеченные, купили книжки и сувенир – миску-оберег.
На улице тем временем Кузя фырчал на пришедшего попить молочка ёжика. Близко подходить боялся, испуганно отпрыгивал от расфуфыренных колючек – видимо, некогда уже имел опыт близкого общения со зверьком.

Ёжик 

Фотографирую образец трипольского дома, сооруженного во дворе, и скульптурки – памятки гончарного мастерства. К слову, не рекомендую «присаживаться» на эти небольшие памятники – как правило, глиняные статуэтки носили религиозную тематику, связанную с земледельческим ведением хозяйства. Например, культовые фигурки в виде женщин олицетворяют женское божество, как Мать-Природу и символ плодородия. Сидеть на них не этично, а кроме того, фигуры этого не любят и могут наделить негативной энергетикой.

Макет жилища в натуральную величину
 

Памятник культовой фигурке женщины
 
Музей, который мы посетили – частный, и называется «Древняя Аратта – Украина». В Триполье есть ещё один музей с аналогичным содержанием, государственный – Киевский областной археологический музей. Его мы так же посетили, но первый, несмотря на значительно меньшее количество экспонатов, впечатлил нас гораздо больше – из-за очень увлекательного рассказа.

РЖИЩЕВ
По времени нам возвращаться домой ещё рано, и я, раскинув карту, словно гадальные карты, обнаруживаю недалеко от места нашей дислокации значок-звездочку «Ржищевский заказник» – по условным обозначениям «интересный туристический объект». Решили – едем на поиски!

Слово «заказник» означает заповедную территорию, на которой охраняется какой-либо определённый вид флоры или фауны. К сожалению, на момент нашей поездки я этого не знала, поэтому просто проверила - звездочкой был так же обозначен и Софиевский парк в Умани, соответственно, по моим понятиям, Ржищевский заказник должен оказаться не менее красивым.
Из-за такой вот моей безграмотности мы и проколесили в дальнейшем полдня в поисках этого самого заказника, как некоего объекта немыслимой красоты. Усугубляли ситуацию местные жители, которые, естественно, копошась в своих огородах, помочь в поисках этого «интересного туристического объекта» ну никак не могли. Мой атлас автомобильных дорог перелапали все (о, ужас – руками, выпачканными землёй!), что-либо полезное подсказать не смог никто.

В итоге мы покатались по Ржищеву и прогулялись по парку, посвящённому уже известной нам трипольской культуре. Здесь же в парке установлен памятник большой бинокулярной посудине - с помощью этого сосуда древние трипольцы совершали ритуалы вызывания дождя. Интересно, часто ли сейчас идёт дождь в Ржищеве – нынешняя посудина впечатляет размерами.
Двойные сосуды в музее


Сосуд в Ржищеве
 
В процессе привала всё раздумываю над «Ржищевским заказником» - и вправду, зачем его было помечать звёздочкой? Природа в Ржищеве действительно красивая – овраги чередуются с живописными холмами, но всё-таки это не совсем «туристический объект». А ведь здесь есть другие, и впрямь интересные места. К примеру – руины бывшей Гусинской церкви, к которой можно добраться только по воде. Село Гусинцы было затоплено во время строительства Каневской ГЭС, и из самой высокой точки села, где располагались церковь с колокольней, образовался остров – чтобы теперь попасть на него, нужно договориться с лодочником на станции. К сожалению, этого мы не знали.
А главным холмом города некогда являлась Иван-гора – на ней ранее располагалась первая ржищевская крепость. Да и назывался город во времена Киевской Руси - Иван-город. Современное же название Ржищеву скорее всего дало небольшое поселение, находившееся рядом – Вжищев, что на древнеславянском языке означает место торговли.
Помимо этого из достопримечательностей в городе есть так же Музей трипольской культуры и Троицкая церковь. 

Съедаем в парке на лавочке бутерброды, и отправляемся снова в путь. Держим путь по направлению к дому, но другой дорогой – через Кагарлык.
Ещё одна культовая фигурка - в парке Ржищева

КАГАРЛЫК

Я не оставила свою идею посмотреть ещё что-нибудь интересное, и вспомнила о парке в Кагарлыке. Чисто визуально этот городок нам немного знаком – несколько раз проезжали через него по дороге в Корсунь-Шевченковский, но в парке при этом никогда не были.

Кагарлык впервые упоминается в письменных источниках в 1142 году, и в те времена он носил название Городец.
Многим позже Кагарлык стал принадлежать польскому графу Яну Яцеку Амору Тарнавскому, но в 1793 году Екатерина 2 подарила кагарлыцкое поместье царскому стас-секретарю Дмитрию Прокофьевичу Трощинскому. Он и построил в Кагарлыке Святотроицкую церковь, а напротив неё в 1808-1811 годах возвёл дворец и заложил парк. При этом хозяин сам давал указания по проектированию и постройке зданий.

Поместье принадлежало этой семье три поколения, но, после того, как потомки Трощинского обанкротились, хозяева сменились. Начиная с 1862 года имение продавалась и перепродавалась не раз, пока в 1881 году его не приобрёл военный деятель Михаил Иванович Чертков – с этого момента начинается ещё один небольшой период расцвета усадьбы.

К сожалению, в 1918 году дворец был разграблен, а во время Великой Отечественной войны взорван. Таким образом, постройки не дошли до нашего времени, а на их месте в 1967 году построили… стадион! От былого великолепия сохранились лишь ажурные центральные въездные ворота - брама.

Эти самые ворота и послужили причиной того, что вход в парк мы нашли не сразу, хотя и знали приблизительно, где он расположен. Дело в том, что я ранее видела изображение ворот в буклете, и наивно полагала, что теперь они служат главным входом в парк – на самом деле они являются входом на стадион и найти их оказалось проблематично. Вероятно, Кагарлык застраивался совершенно не принимая в расчет бывшее поместье. Стадион находится как-то сбоку, и мне показалось, что к его входу даже улица никакая не ведет. Во всяком случае, мне пришлось лезть по грязи и перепрыгивать через лужи, чтобы полюбоваться воротами двухсотлетней давности. А затем – возвращаться назад, потому что от ворот в парк никак не попадёшь (стадион по периметру огорожен забором). Таким образом, ворота (единственная уцелевшая реликвия, напоминающая о дворце) и парк оказались разъединены, что, на мой взгляд, в корне неправильно.
Сохранившиеся ворота

Ну вот, ворота найдены и теперь отправляюсь пробежаться по парку. Не пройтись, а именно пробежаться: Саша желания гулять не изъявил, и со словами «Только быстро!» отправил меня в парк саму.

Впрочем, это уже не парк, а лес, и даже густой. Если бы я была ботаником - пришла бы в восторг от окружающих редких ценных пород деревьев. Но я в них совсем не разбираюсь, только вижу, что некоторые экземпляры действительно красивы и величавы, не характерны для нашей местности – явно завезены из других климатических зон и континентов. Впрочем, некоторые узнаю – сосну веймутовую и софору я уже знаю.

Но как же все заросло, заброшено! Даже настоящий лес нужно прочищать, ухаживать, убирать подпорченные деревья и слишком большое количество молодых побегов. Что уж говорить о парке! А ведь он достоин быть известным – парк задумывался, как Земной шар в миниатюре, здесь даже есть искусственное озеро с островом, символизирующее океан и материк. Мнения у исследователей расходятся, при ком из владельцев парк окончательно сформировался в виде аналогии с нашей планетой: при первом собственнике имения Дмитрии Прокоповиче Трощинском или при последнем - Михаиле Ивановиче Черткове. Достоверно известно, что Ротонда на насыпной горе Машук (самой высокой точке парка) появилась при последнем, в 1881 году. При нём же парк был украшен множеством скульптур, 17 из них было посвящено мифологии Древней Греции. Говорят, часть из них попросту закопали при строительстве стадиона.

Тогда в парке были проложены кирпичные дорожки, проведён водопровод для полива насаждений, расставлены альтанки. Сейчас нет ничего этого! Слишком сильно заметно – у парка нет настоящего хозяина.
Ротонда на горе Машук

Парк большой, около 30 гектар, и перепад высот составляет 33 метра. Я успела обойти самую малость, но осталась под впечатлением – сколько вложено труда и души, чтобы создать. И теперь все приходит в запустение, даже то, что можно спасти - никому не нужно.

Возвращаюсь к машине и окончательно держим путь домой.

И ДРУГИЕ «ИНТЕРЕСНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ»

По приезду домой из любопытства решила ещё раз перелистать свой Атлас автомобильных дорог Украины на предмет выявления «интересных туристических объектов».

Вот недалеко от Киева – хутор Чубинского под Борисполем. Здесь когда-то была усадьба автора слов нынешнего Гимна Украины «Ще не вмерла Україна» Павла Платоновича Чубинского. Но усадьба не сохранилась, лишь стоит камень с памятной надписью, да пара дубов. Не думаю, что стоит ехать.

А вот ещё два объекта, заинтересовавших меня - «Калитянская дача» и «Озеро Стибин». Находятся по дороге в Чернигов, а мы часто ездим в этот город проведывать Сашину маму – можно посмотреть! Предусмотрительно штудирую интернет в поисках информации – стоит ли ехать. Мне повезло – я напала на отзыв таких же любопытных туристов, как я, и долго хохотала над их «отчётом», написанном в юмористическом стиле. Калитянскую дачу они, к счастью, случайно проехали мимо, а вот на подъезде к озеру Стибин так застряли в грязи, что думали было уже бежать за трактором. Одумавшись, вернулись, до озера так и не доехав.
Позже я всё-таки нашла информацию, что Калитянская дача – это тоже заказник, в котором водятся животные, занесенные в Красную книгу Украины: лоси, кабаны, косули, бобры и барсуки. Это прекрасно, я животных люблю, но всё-таки, зачем это возводить в позицию «интересный туристический объект» и вводить в заблуждение народ?

А больше всего меня в Атласе удивил «объект»-звёздочка «Одесские катакомбы». Ведь выход из них самостоятельно можно и не найти! Наверное, создание Атласа - это своеобразная спецоперация по ликвидации туристов, чтоб уже никогда и никого не тревожили своими расспросами и фотографированиями.

Итог: карте верить нельзя, может, как Сусанин, завести куда угодно. А красивых мест в Украине действительно много. В катакомбы мы не полезем, а другие интересные туристические места обязательно посетим!

Немає коментарів:

Дописати коментар