неділю, 26 січня 2014 р.

КАНЕВ, июнь 2007

«Каждый украинец должен побывать в Каневе!», - говорят нам со школьной скамьи. Действительно, Чернеча гора в какой-то степени подобна Мавзолею на Красной площади Москвы, сюда так же стекаются толпы людей, но с той лишь разницей, что в Канев люди приезжают не из-за праздного любопытства, а чтобы действительно почтить память великого поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко.
Когда я училась в пятом классе, наш класс «организованной толпой» вывозили на экскурсию в Канев. Но в тот раз у меня поехать не получилось, и вот спустя много лет я решила восполнить пробел. Выбрав день, случайно соответствующий торжественному духу мероприятия – 28 июня, день Конституции Украины – мы с Сашей отправились в небольшое путешествие.
Дорога заняла совсем немного времени, и вот мы видим каменные буквы «Канев» и недалеко памятник бойцу с противотанковым оружием в руках – первое на нашем пути напоминание о том, какие жесточайшие бои здесь проходили когда-то.
Вот он, Канев!

Ещё перед поездкой я решила найти план города. Естественно, поиски не увенчались успехом (карту мы приобрели уже в самом Каневе), но зато я обнаружила в Интернете очень интересную статью. Она была опубликована в газете «Киевский телеграф» под названием «Наш бронепоезд», автор - майор Сергей Коваленко, и речь в ней шла, конечно же, о бронепоезде (всем рекомендую почитать!). Именно исходя из этого очерка у меня и появилось желание записать впечатления о поездке, потому что во многих отзывах о Каневе я встретила  фразы «…проехали мимо какого-то бронепоезда…», «…бронепоезд ничего интересного из себя не представляет…». Я не разбираюсь в военной технике, может, действительно, ничего особенного и не представляет, но вот помнить о людях, которые воевали на нём, необходимо. Статья меня очень впечатлила, и бронепоезд стал для меня одной из основных целей поездки в Канев. Находится он практически сразу же при въезде в город (если ехать в Канев на автомобиле из Киева).

Нынешний бронепоезд - это макет, воссозданный заводом на базе списанного паровоза в 1980 году, оригинал, естественно, не сохранился. Как же передвигался поезд, если в городе до сих пор нет железной дороги? Всё дело в том, что когда-то она была, но просуществовала всего лишь около 20 лет – строилась в 1920-х годах, а в августе – сентябре 1941 во время первых жестоких боёв Великой Отечественной уже всё было разрушено. Первое время ремонтники пытались латать полотно, но вскоре с этим справиться уже не могли. До сих пор на Днепре стоят останки железнодорожного моста, подорванного нашей армией при отступлении – напоминание о тех годах.
Бронепоезд войск НКВД БП-56 (названия, как и другие поезда НКВД, он не имел, лишь бортовой номер, исходя из аббревиатуры «БП» экипаж его шутливо прозвал Борисом Петровичем) на момент начала войны был устаревшей моделью, выполнявший функции учебной машины. Действовал он в период с июня по август 1941 года, и за этот срок успел нагнать страху на немцев - бронепоезд внезапно появлялся и неожиданно открывал мощный огонь, отбивал воздушные атаки от Киева до Фастова, при этом долгое время оставался незамеченным. Он уничтожил большое количество немецких танков, машин, оружия и пехоты. Ночью – ремонт повреждений, исправление поломок, днем – патрулирование и борьба с врагом. Однажды БП частично сошёл с рельс, но под шквальным огнем бойцы поставили его на колеса и нанесли ответный удар.
После того, как железнодорожное полотно было полностью разрушено и бронепоезд остался без движения, он по-прежнему представлял опасность для врага – расстреливал всё, что попадало под радиус действия пушек.
Задачей экипажа было прикрытие наших войск, и выполнять эту задачу предстояло любой ценой, даже собственной гибели. Поэтому экипаж круглосуточно рисковал жизнью, но оставшийся без движения бронепоезд не покидал. Только после того, как БП был пущен под откос, от командования поступил приказ об эвакуации экипажа. Оставшиеся в живых боевые товарищи покинули поле боя. По мотивам этого подвига снят фильм «Крепость на колесах».

Мы прошлись вокруг бронепоезда. Когда-то здесь был ещё один вагон – музей, но он пострадал во время пожара. А существующий макет БП был приведен в относительно приличный вид совсем недавно – ранее он был весь исписан модными граффити. Но, думаю, новые «автографы» современной молодёжи не заставят себя долго ждать – они уже появляются на стороне бронепоезда, обращённой к склону. В отсутствие музея за поездом никто не следит, даже трава перед ним не кошена - белые розы едва проглядывают сквозь травяные джунгли… 
Макет бронепоезда НКВД БП-56

Дальше наш путь – к Чернечей горе. Расположена она приблизительно в 4-х километрах от центра города.
Каневские горы – это действительно горы по своему морфологическому строению, хоть и не высокие, чуть больше 200 метров. Тянутся они от Ржищева вдоль Днепра на протяжении 70 километров. Самая высокая из них имеет «рост» 244 метра. И почти каждая имеет собственное название. А взобравшись на них, видишь красоту неописуемую. Не зря Тарас, объездив всю Украину (и не только), выбрал именно это место – мечтал здесь построить себе хату (даже нарисовал проект). В последние годы жизни все его мысли были только о Каневе, это место полностью соответствует написанным 25 декабря 1945 года строкам «Заповіту»:
«Як умру, то поховайте
мене на могилі
серед степу широкого
на Вкраїні милій
Щоб лани широкополі
І Дніпро, і кручі
Було видно було чути
як реве ревучій»

Близ Чернечей горы Днепр сохранил своё первозданное русло, но вдалеке видно широкое Каневское море, там мощный Днепр – настоящий «реве ревучій». А ведь при Тарасе ещё не было здесь водохранилища – ГЭС начала строиться в 60-х годах 20 века, наполнение водой происходило в 1974-76 годах. Каневское водохранилище – самое молодое из шести, каскадом построенных на Днепре. Как будто знал Тарас, что в районе Канева Днепр станет ещё шире, чем был. Может, не зря поэту приписывали владение даром провидца и вещуна? Или Тарас видел прошлое – ведь когда-то много миллионов лет назад на месте Канева шумело море.
Вид, которым теперь любуется Тарас Григорьевич Шевченко с Чернечей горы

На гору, к месту вечного пристанища поэта, ведёт около 340 ступеней. Кто их подсчитал – не знаю, лично мы не пересчитывали. Эта лестница создана в 1977 году. Поднимаясь, мы вовсе не устали – подъём проложен в тени, среди густой листвы, по дороге есть водограй (так романтично по-украински называется фонтан) и много скамеечек, на которых можно присесть отдохнуть, подумать о прошлом и будущем, сочинить что-нибудь. Окружающая обстановка к этому располагает, здесь очень тихо и спокойно, несмотря на большое количество людей. 

Ступени на Тарасову гору

Наверху расположен комплекс-заповедник, посвященный памяти поэта.
Первым мы видим здание музея, выстроенное в 1935-1937 годах по проекту Василия Кричевского. Его авторству принадлежит красивейшее здание Полтавского губернского земства (сейчас в нём расположен краеведческий музей Полтавы). Ему же принадлежит идея создания мемориального дома-музея Шевченко в Киеве: Кричевский добился реставрации дома, в котором в 1846 году проживал Тарас Григорьевич, и затем лично руководил художественным оформлением музея. Василий Кричевский так же является отличным графиком – именно его проект герба Украинской Народной Республики, созданный на основе Трезуба Владимира I Великого, был утверждён 22 марта 1918 года.
Здание же Каневского музея Шевченко во время нашего посещения обнесено забором – идёт долгосрочный ремонт. Задолго до памятной даты 200-летия со дня рождения поэта, которое будет в 2014 году, было запланировано провести капитальную реконструкцию (ведь здание до сих пор отапливалось углём), причем завершить перестройку, начатую в 2003 году, предполагалось в 2006-м. Как всегда, со сроками немного припозднились – вновь музей был торжественно открыт 23 августа 2010 года. Причина задержки - отсутствие финансирования, а так же смена руководителя проекта. Согласно первоначальным замыслам, предполагалось воссоздать изначальный вид здания – украсить его украинскими орнаментами, выполненными в технике майолики, интерьеры оформить в первичной цветовой гамме. Работы были выполнены на 90%, когда автором проекта стала Лариса Скорик (в число её работ входят музеи «Шевченковский гай» во Львове и «Мамаева Слобода» в Киеве, станция метро «Минская», реконструкция центральной части Львова и других городов), в итоге реставрация была выполнена в стиле модерн.
Интересно, что на период реставрации экспонаты музея далеко увозить не стали – просто свалили горой в старом сарае. Возможно, их считают недостаточно ценными, ведь из 21 тысячи предметов основного фонда, оригиналами являются всего шесть!
Так же медленно продвигается и издание полного собрания сочинений Тараса Шевченко в 12 томах – с 2000 года за 10 лет получилось выпустить всего 6 томов, в 2012-м вышел 8-й том. К заветному 2014 году планируется «добить» этот вопрос и «выпустить любой ценой» оставшиеся тома. Успеют ли?

Проходим мимо музея и забора и видим святыню украинского народа – курган, под которым похоронен Тарас Григорьевич Шевченко, от чьего имени гору зовут Тарасовой.
Умер Тарас Шевченко в Петербурге, друзья сразу же приняли решение похоронить поэта согласно завещанию на Украине, но соответствующего разрешения на это не было. Поэтому первые похороны прошли в Петербурге, а через два месяца стало возможным осуществить перезахоронение. Около двух недель заняла траурная процессия из Петербурга в Канев, тело находилось уже в трех гробах. По Украине можно найти множество памятных знаков, обозначающих место, где стоял гроб, и куда приходили проститься люди. И вот 22 мая 1961 года Шевченко был похоронен именно здесь.
Долгое время на могиле стоял только крест, вначале деревянный, потом чугунный, а сама могила была обложена камнями по казацкому обычаю. Первый памятник был установлен только в 1923 году. 
50 лет, с 1883 по 1933 года, за могилой Шевченко ухаживал Иван Ядловский. Проживал он здесь же, в первом музее Шевченко «Тарасовій світлиці» - хате, построенной на народные деньги. При постройке основного здания музея эту хату разобрали, а восстановили территориально на другом месте совсем недавно - в 1991 году, ко дню 175-летия рождения поэта. В заповеднике многое делалось именно к юбилеям, в частности насаждались аллеи – дубовая, каштановая, яблоневая. Сейчас в их тени приятно прогуляться.

В глубокой задумчивости стоит Тарас Шевченко, глядя на «Дніпро і кручі». Памятник не пострадал даже во время Великой Отечественной войны, лишь небольшие фрагменты были позже отреставрированы. Нынешний 11-метровый монумент установлен в 1939 году, скульптор – Матвей Манизер, он же является автором памятников в Киеве и Харькове. Непосредственно высота фигуры – 5,5 метров. При установке мемориала захоронение вскрывалось (чтобы не повредить гроб с телом, необходимо было знать точное место погребения), затем склеп замуровали железобетонной плитой, дабы никто уже не мог проникнуть внутрь. На месте старого захоронения в 1989 году выложен валун.
На памятнике выбиты годы жизни Тараса Шевченко: 9 марта 1814 –10 марта 1861. Умер он достаточно молодым – в возрасте 47 лет.
Могила Тараса Григорьевича Шевченко
  
Могила Ивана Ядловского (1846-1933), ухаживавшего за могилой Кобзаря 50 лет. Похоронен в конце заповедника
 
Тарасова світлиця – первый музей Кобзаря

Честно скажу – мало прочитала произведений Шевченко, и не всё из прочитанного хорошо понимаю. Лично для меня подвиг Тараса заключается в том, что не стал равнодушным, после того как выкупили его из крепостничества друзья. Он мог позволить себе быть просто талантливым художником, писателем, творить и создавать, чего душе угодно, но вот как раз душа требовала борьбы с несправедливостью. Несмотря на многочисленные ссылки и аресты, он продолжал бороться с украинским рабством, да так, что самим царем Николаем I ему было запрещено писать поэмы и рисовать даже простые пейзажи. При этом царь, читая в поэме «Сон» карикатурные строки на себя, хохотал до слёз.

Прогуливаемся аллеями заповедника, спускаемся к смотровой площадке. Панорама завораживает – широченный Днепр в окружении зелёных берегов, вдали видна плотина. Не зря здесь снято более двух десятков фильмов – природа покоряет своей красотой и мощью.

Начинаем спуск вниз с горы, по тем же ступеням. Каневские горы неразрывно связаны с Каневскими ярами. Когда-то здесь со склонов гор бездумно уничтожались леса – так люди увеличивали себе пахотную площадь. Со временем это обернулось большой бедой, потоки воды размывали почву, начали образовываться огромные рвы, самый глубокий из них достигает 100 метров. В начале 20 века началась борьба с этой серьёзной проблемой методом насаждения леса, насыпания валов, устройства водоотводов. Один из таких старейших железобетонных желобов 1912 года постройки сохранился до сих пор – это памятник людям, которые сохранили землю, так как сейчас образование оврагов остановилось.
Спустившись, устраиваем пикник на камнях на берегу Днепра.
И теперь решаем ещё немножко посмотреть Канев. Расспросив дорогу к центру, поехали в указанном направлении, но вскоре на сто процентов уверились, что заблудились – не может быть такого ужасного покрытия в якобы центре города. Но нет, всё правильно, вот аллея, ведущая на небольшой холм. Это Мемориальный парк, здесь расположен Монумент Матери,  братская могила воинов и памятник воинам-землякам.
Недалеко находится могила великого театрального деятеля (актера и режиссера) Александра Павловича Ленского. У музея народно-декоративного искусства установлен бюст Олега Кошевого, боровшегося с оккупантами и ставшего прототипом одноименного героя повести Александра Фадеева «Молодая гвардия». Я не совсем поняла, почему он установлен в этом городе, ведь родился Олег Кошевой в Прилуках, на Сашиной исторической родине, а позже переехал в Краснодон.

И вот подходим к основной исторической достопримечательности города, это Успенский собор, когда-то он назывался церковью святого Георгия. Основал его в 1144 году князь Всеволод Олегович, и некоторые летописцы относят к этой дате и основание города, хотя в других источниках первые упоминания о Каневе относят к промежутку с 1074 по 1088 годы.
В 1239 году монголо-татары разрушили Канев, при этом пострадал и храм. Восстановлен он был в XVI веке, при этом его укрепили так, что он стал годен для использования в качестве крепости. Из его боевой истории особенно памятной стала оборона от турецко–татарской армии в 1678 году. Руководил обороной архимандрит Макарий Токаревский. Осаждённые смогли продержаться несколько дней, но в итоге татары обложили собор соломой, дровами и подожгли, тогда оборонявшиеся вынуждены были сдаться. Их всех жестоко казнили. Макарий был похоронен в Каневе, но в 1688 году тело было перенесено в Переяслав. Его мощи признаны чудотворными. Сейчас рядом с собором – памятник святому Макарию.
После этих событий собор простоял в руинах до 1810 года, пока не был восстановлен греко-католиками. С тех пор храм приобрёл современный вид.
Итак, собор стоит на этом месте уже более 800 лет. Были периоды, когда храм подолгу стоял в руинах, но никто не смог разрушить его окончательно. В нём же отпевали Тараса Шевченко перед захоронением.
Успенский собор

Недалеко от Успенского собора похоронен известный детский писатель Аркадий Гайдар. Книгу «Тимур и его команда» я перечитывала даже не вспомню сколько раз – в период средней школы это было моё любимое произведение. Писатель написал его незадолго до войны, и погиб он в самом начале Великой Отечественной – 26 октября 1941 года, в партизанском отряде близ села Ляплева Каневского района, в Канев его останки были перенесены в 1947 году.
Памятник Аркадию Гайдару

Спускаемся с холма и собираемся в обратный путь домой, в Киев. Провожает нас вечный дедушка Ленин, замерший в вопросительной позе. Действительно, после посещения города возникает множество вопросов. Канев – визитная карточка страны, показатель того, как мы бережем наше прошлое, самое ценное и почитаемое. Сюда приезжает множество туристов и паломников со всей Украины и из множества других стран. Они преклоняют голову перед могилой Тараса Шевченко, чьи произведения известны на весь мир и переведены на огромное количество языков, а после, обернувшись вокруг, смотрят на обветшавший причал, потускневший бронепоезд, из которого пропала вся музейная экспозиция, и дороги, по которым невозможно проехать.

Много в Каневе совершено подвигов, много похоронено людей, совершивших подвиги. Может поэтому здесь и в окрестностях города такое огромное количество вишневых деревьев - как капельки крови алеют ягоды среди листвы. Конец июня – пора поспевающих вишен. Они не дадут нам забыть о людях, которые жертвовали своими жизнями ради того, чтобы сейчас в мирное время мы могли сполна насладиться урожаем…
«А в саду поспевали вишни…»

 

Немає коментарів:

Дописати коментар