неділю, 26 січня 2014 р.

Беговые лыжи, прогулка в лесу: ГОЛОСЕЕВО, ПИРОГОВО, КИТАЕВО, февраль 2007

Зимние виды спорта – наши любимые. Беговые и горные лыжи, коньки – выходных дней зимой жду с особенным нетерпеньем. Саша еще в ноябре при первом слабеньком снежке начинает «вострить лыжи» - мечтательно стоит у окна, регулярно проверяет прогноз погоды: «О, уже можно будет сделать небольшой кружок в лесу!». Пару раз нам выпадали совсем сумасшедшие выходные: рано утром на каток, после обеда – в лес на лыжах, а вечером любимый муж напоминает: «Кажется, ты голубцы собиралась делать…». В таких случаях в понедельник на работе испытываю блаженство: никаких физических нагрузок!
В этом году (2007) настоящая зима заставила себя подождать: первый снег выпал аж в феврале. Когда-то в холодное лето я открыла купальный сезон 13 августа, а вот теперь, напротив, дошла очередь до нежданно теплой зимы. По народным приметам она должна была быть лютой – осенью рябины были алые от ягод, природа запасала корм для птиц. Прогноз, к счастью, не оправдался, но вот снежка хотелось, поэтому сейчас при первом снегопаде народ вышел в парки и скверы насладится прекрасной погодой. Детки катаются на санках, бросаются снежками, собаки гоняют друг за другом. Выбрались и мы подышать свежим воздухом - в наш любимый Голосеевский лес, расположенный на целой гряде холмов-останцев.

ГОЛОСЕЕВО
Голосеево – это местность на территории  Киева. Есть две версии происхождения названия. Первая: женщины во время набегов татар сюда сбегали от нашественников и «голосили» о горе. Вторая: когда-то здесь сделали первые насаждения на голой земле, лес «голо сеян». Документального подтверждения ни одна из этих версий не нашла. Насажен ли наш замечательный лес, был ли он здесь всегда - он есть, и это самое главное!

Рядом с лесом вдоль Ореховатской долины под руководством архитекторов В.Ладного, З.Хлебникова и инженера Н.Пестрякова в 1957 году был заложен парк площадью 140 гектар – с дорожками, озёрами и зонами отдыха в виде аттракционов. Со временем парк и лес переплелись в одно целое. В 1964 году парку присвоили имя украинского поэта, переводчика и общественного деятеля Максима Рыльского (1895-1964) - поэт свои последние 13 лет жизни жил рядом с парком в доме, построенном по его собственному проекту. Теперь в здании-усадьбе расположен литературно-мемориальный музей Рыльского, основанный 4 мая 1966 года и принявший первых посетителей в 1968 году. Не так давно мы с Сашей посетили его. В помещении всё поддерживается в таком же виде, как при жизни поэта, даже портрет Пушкина в кабинете обрамлен сухими кленовыми листьями, как и в период, когда Максим Фаддеевич здесь плодотворно работал. К слову, Рыльский очень любил творчество Александра Сергеевича и даже осуществил перевод на украинский язык «Евгения Онегина», по его украинскому либретто долгое время в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко шла одноименная опера. Я посетила её однажды в студенческие времена, но нам с подругой достались неудачные билеты (стипендия не позволяла шиковать в партере), и через какое-то время мы отправились по направлению к буфету. Впрочем, ценность и целесообразность перевода «Евгения Онегина» на украинский до сих пор вызывает споры.
В доме 8 комнат, и практически во всех – книги от пола до потолка, огромное количество книг – их здесь около 8 тысяч! Есть и современные экспонаты, например, подаренный музею огромный экземпляр Пересопницкого Евангелие – факсимильная копия того, на которое кладут руку президенты Украины, присягая на верность народу во время инаугурации. Пересопница - самое первое Евангелие, написанное на украинском языке, книге уже более 450 лет, оригинал хранится в сейфе Национальной библиотеки Украины им. В.Вернадского. Книга весит 9 килограмм! В 2008 году книга была размножена тиражом в тысячу экземпляров, и вот один из них можно увидеть здесь в музее.
На первом этаже у лестницы установлен макет сухогруза имени Максима Рыльского – копия настоящего судна. Корабль был построен в 1978 году, его дедвейт (сумма масс всех переменных грузов, включая вес экипажа) равняется 5485 тонн. Судно долгое время исправно бороздило воды мирового океана, при сроке эксплуатации судов такого класса 20-25 лет «Рыльский» переработал его почти вдвое. Только в феврале 2011 года владелец корабля «Торговый Флот Донбасса» продал сухогруз, и дальнейшая его судьба мне не известна.
Вокруг дома разбит небольшой сад, большинство деревьев в нём посажено Максимом Рыльским собственноручно, в том числе и уксусное дерево.
На экскурсии сюда приходят в основном школьники, их приводят «организованной толпой» в период изучения в школе творчества поэта. Других посетителей мало – случайным образом, прогуливаясь по улице, сюда не забредёшь: дом-музей расположен в укромном месте на одном из невысоких холмов. Чтобы его найти, нам пришлось на машине сделать небольшой крюк. А вот пешеходы дорогу могут сократить – в своё время за собственные деньги Максим Рыльский сделал лестницу, существенно срезающую путь. Лестница, ведущая на холм, состояла из 101 ступени. В 2006 году проводилась реконструкция музея (она была завершена ко Дню Киева), и лестница в связи с сильным её обветшанием по просьбе музея так же была обновлена, теперь она состоит из 96 ступеней.
Дом, в котором Максим Рыльский прожил 13 лет – сейчас это музей

Максим Фаддеевич очень любил Голосеево и посвятил лесу 14 стихотворений, которые вошли в сборник под названием «Голосеевская осень»:
Ліс, повитий срібноперим димом,
В синяві, у золоті, в іржі -
Ніби осінь пензлем невидимим
В небі розписала вітражі.

В 2003 году у входа в парк был установлен памятник Максиму Рыльскому, авторы - заслуженный художник Украины Петр Остапенко и заслуженный архитектор Украины Олег Стукалов. Проект памятника был утвержден более 10 лет назад, однако для его установки не было средств.

Памятник у входа в парк

Мы же продолжаем наш зимний поход – с лыжами хотим попасть сразу же в лес, поэтому на машине проезжаем мимо парка и сворачиваем  на улицу Героев Обороны. Здесь в 1941 году проходила линия обороны Киева, о чем свидетельствуют многочисленные окопы, сохранившиеся со времён Великой Отечественной, в коре некоторых деревьев даже сохранились обломки боевой техники. В память о подвиге в 1965 году тут был установлен памятник Участникам обороны Киева, представляющий собой 5,5–метровую гранитную стелу. Её автор – архитектор В.Л.Суворов.
Вдоль улицы расположены корпуса бывшей Сельскохозяйственной Академии. Это любимая папина дорога в Киеве, по его мнению - Киевская Швейцария! Здесь действительно особенная аура, лента асфальта извивается то вверх, то вниз. Сквозь стволы деревьев проступают голубые корпуса теперь уже Национального аграрного университета, основанного в 1898 году. Комплекс из шести зданий построен в 1925 – 1932 годах в стиле украинского необарокко, автор Д. М. Дьяченко.

Один из корпусов Аграрного Университета

Теперь мы уже практически на месте. Территории здесь всегда были мало застроены. Не смотря на то, что сейчас мы находимся практически в центре города, не покидает ощущение заповедности. Эти земли принадлежали когда-то Киево-Печерской Лавре. А в 1631 году Петр Могила основал здесь скит Лавры – монастырь Голосеевская пустынь. В 1926 году монастырь закрыли, строения монастыря, формировавшиеся в течение трёх веков, ещё некоторое время использовались в хозяйственных целях, а в 50-60-х годах были разобраны как не представляющие художественной ценности.
В 80-х годах XX века на территории разрушенного монастыря поселилась блаженная матушка Алипия. По легенде, жила она в дупле большого дерева. На самом же деле она поселилась в доме, предназначенном к сносу, а позже принимала посетителей в небольшой комнатке по адресу Затевахина, 7. Часть этого строения вскоре снесли, но комнатка старицы чудом уцелела, и сохранившуюся часть дома люди обложили кирпичом и перекрыли крышу. Но «жилище в дереве» - не вымысел, Алипия действительно одно время жила в дупле старой липы в более ранний период, когда нашла своё духовное пристанище в Киево-Печерской Лавре. К сожаленью, к нашему времени дерево не сохранилось.
За каждого человека, о котором монахиня лично молилась, она вешала на шею ключ, и к концу её жизни огромное количество ключей превратилось в вериги.
Алипия и предсказала возрождение монастыря, что в «далёкие атеистические годы» казалось совершенно невозможным. Прошли годы, и сюда действительно вернулась жизнь. В 1993 году здесь вновь начал функционировать скит, а в 1996-м обитель стала самостоятельной. Сейчас Свято-Покровский монастырь продолжает заново отстраивается – сделано уже многое, но строительные работы ещё идут.
Главный храм монастыря - церковь в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Как красиво и нарядно она смотрится! Без её сверкающих куполов уже невозможно себе представить пейзаж Голосеевского леса. Храм был построен в 1910-1912 годах, и в 1930-х – взорван. Закладка нового храма состоялась в 1999 году, он восстанавливался по первоначальному проекту. Кладка стен была закончена в 2003 году, и в 2004-м поставлены долгожданные купола, которых так не хватало!
Матушка же Алипия после своей кончины в 1988 году была похоронена на Лесном кладбище, но в 2006-м её могила была перенесена в усыпальницу под этим храмом, и сейчас считается одной из святынь монастыря.
Вокруг храма ещё продолжаются работы, и их размах впечатляет. Уже построены братский и административный корпуса, дом Наместника, Трапезная церковь, а в 2007 году монастырь окружили оградой. Так хочется поскорее увидеть готовым весь комплекс! Материал, используемый в строительстве – красный кирпич – делает монастырь особенно торжественным и нарядным в любое время года. И мне почему–то кажется, что сейчас Голосеевская пустынь даже красивее, чем была когда-то, до разрушения…

Голосеевская пустынь, храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник»
 
Монастырские ворота и колокольня

Ну а мы проезжаем дальше. В ранний час у Дидоровских прудов (место нашего старта) уже собралось большое количество людей – здесь горнолыжный спуск, склоны для любителей санок, а многие просто жарят шашлыки и проводят пикник с друзьями. Мы же, преодолев крутой подъем, поднялись на плато – вершину горы Кумпол, и «встали на лыжню».
Снег хрустит и искриться, воздух чистый, легкий бодрящий мороз! И удивительная природа: овраги и холмы, просеки, высокие стройные сосны, вековые дубы, всё в белом! Любуемся зимним лесом, раскидистыми ветвями деревьев. Папа когда-то даже песню написал: «Голосеевский лес весь укрыт тишиной…»
Для разнообразия едем новым маршрутом. Выезжаем к крутому склону и папа лихо скатывается вниз. Саша аккуратно подкрадывается к краю и заглядывает: «Едь ты первая!». Подползаю, и эх, была - не была, отталкиваюсь палками и начинаю спуск. Пока все идет хорошо, набираю скорость, мчусь, горка почти закончилась и …  лыжи в снегу цепляются за палку, я по инерции пролетаю слегка в воздухе, плюхаюсь лицом в снег, и уже на пузе осуществляю окончательное торможение. С открытым ртом, как кричала во время падения, так и оказалась в сугробе. Снег везде: во рту, в глазах, за шиворотом, в рукавах и даже в кармане. Все жжет острыми иголками, смешно, ничего не вижу, и встать не могу – лыжи заклинило. «Ты живая????»,  - сверху кричит Саша и, пока я отфыркиваюсь и вытрушиваюсь, сходит пешком вниз лесенкой – настоящий лыжник!
Глядя на наше небольшое происшествие, папа в дальнейшем выбирает маршрут по равнине. Красиво – захватывает дух! В лесу много великанов-дубов, некоторым около 700 лет! Местами нам встречаются отпечатки лап на снегу, и папа комментирует: «Это зайчик путал следы! Вот  белочка пропрыгала к дереву! Это лисичка бежала – видишь, какая тоненькая у нее получилась цепочка! А это - собака!», - и показывает следы дворняги Тимки, только что пронесшегося за своими хозяевами-лыжниками.

ПИРОГОВО
Таким прогулочным шагом незаметно подъезжаем к Музею национальной архитектуры и быта Пирогово: хатки и избушки перенесены сюда из разных уголков Украины.
Панорама музея

В последнее время применительно к музею часто употребляют модное слово «скансен», пришедшее к нам от аналогичного Стокгольмского музея. Шведский музей, открытый в 1891 году, был одним из первых широко известных музеев под открытым небом, и потому его название стало нарицательным для обозначения этнографических музеев во многих языках мира. Часто такие зарубежные скансены живут своей жизнью - люди в одеждах соответствующей эпохи представляют зрителю полный рабочий день тех лет: работают на старинных станках, готовят, ткут, шьют, пересылают почту - делают всё, чтобы посетители полностью окунулись в древнюю атмосферу. У нас сотрудники музея так же иногда одеваются в народные костюмы, но о детальном до мелочей изображении жизни речь пока не идёт. Поэтому лично я предпочитаю по-прежнему употреблять слово «музей».

Пирогово работает с 1976 года, экспозицию в него начали собирать с 1969 года по инициативе историка Петра Тимофеевича Тронько. Всего на территории 150 гектаров расположено более 300 экспонатов. Ни разу нам не удавалось обойти музей полностью за одно посещение - такой он большой. Экспозиция территориально разделена по регионам: Среднее Надднепровье, Полтавщина и Слобожанщина, Полесье, Подолье, Юг и Карпаты. Несколько отдельно расположено Современное село.
Мы же сейчас находимся у самой дальней точки Пирогово – домики перенесены из региона Карпат и теперь воссоздают сразу несколько исторических районов: Гуцульщина, Лемковщина, Покутье и Бойки. Признаться, ранее я и не знала о разделении на такие этнические группы, для меня абсолютно все жители Карпат были «Просто Гуцулы», и лишь недавно на меня «снизошло озаренье».
Благодаря умело использованному ландшафту урочища Соловьиная гора, на котором расположена экспозиция, мы действительно словно оказались в горном селении: хаты разбросаны на живописных холмах. Вдалеке на пагорбе виднеются витряки – символ хлеборобной Украины. А рядом с нами - водяная мельница, привезённая из села Пилипець Межигорского района Закарпатской области. Её возраст – более ста лет! Лично я обожаю мельницы всех видов и назначений, но по преданиям на заброшенных мельницах любит селиться нечисть – поэтому на всякий случай их лучше обходить стороной.

Захожу для небольшой экскурсии в хату из села Рекиты того же района, она была построена в 1841 году. Внутри чистенько и аккуратно – как кукольный домик, и не подумаешь о том, как трудно жилось крестьянам в те времена. Повсюду расставлены предметы украинского быта: вышиванки, глечики, деревянная утварь - таких предметов внутреннего убранства и обихода по всему музею насчитывается около 70 000 экспонатов. Собирались они по всей Украине, часть их была просто подарена селянами.

Рядом с домиком находится деревянная Свято-Покровская церковь 1792 года - действующая! Она была перенесена из закарпатского села Канора Воловецкого района и представляет Лемковщину. До Второй мировой эту церковь планировалось перевезти в Польский этнографический музей, после войны же Закарпатье вошло в состав Украины, и церковь досталась нам.
Купола деревянной Свято-Покровской церкви

Ещё с одной церковью музея так же произошла интересная история – только недавно стал известен её исконный возраст. Это Церковь святого Архистратига Михаила из села Дорогинка Фастовского района Киевской области, представляющая Надднепровье - первоначально её основание приписывали к 1600 году. Позже, ссылаясь на польские архивные источники, появилась цифра 1751 год – скорее всего, это была дата капитального ремонта церкви. Ремонтировалась она и в 1852 году, за счёт средств государственных служб Российской империи. И вот в 2012 году были опубликованы данные нового исследования. Сотрудники Института геохимии Национальной академии наук Украины провели радиоуглеводный анализ древесных колод храма, и теперь мы знаем точную дату постройки – 1528 год! Теперь это самое старое строение музея (до этого открытия самой старой постройкой считалась хата, датируемая 1587 годом, она представлена в регионе Слобожанщина). В своём родном селе в 1930-х годах храм был закрыт, и стоял, постепенно разрушаясь. В 1971 году церковь святого Архистратига Михаила была спасена - перевезена в Пирогово, а в 1990 году в ней были возобновлены и службы.

Усаживаемся на пороге хаты, перевезенной из села Розтока и устраиваем привал: пьем чай из термоса с печеньем. Местность, на которой расположен музей, называется Пирогово - от одноименного села, находившегося здесь когда-то. Достоверной информации о происхождении этого названия нет, но связь с пирогами напрашивается. Поэтому логично, что мы устроили перекус именно тут. Самая вкусная еда – на свежем воздухе, после физической нагрузки! С удовольствием съедаем припасы и делимся с Мотей – музейной собачкой, которая выпрашивает у меня печеньку, забавно сморщив лобик.
Ветряных мельниц в музее много
 
Водяная мельница
 
Внутри хаты из села Рекиты

К сожаленью, это одно из последних наших «несанкционированных» посещений музея – по периметру территории уже воздвигается надёжный забор вместо дырявого сетчатого, через который мы пролазим. Оно то, конечно, правильно, но мы заходим сюда совсем ненадолго и получаем такое удовольствие! Если бы здесь догадались поставить отдельный вход и продавать билеты желающим зайти в музей из леса (а таких не мало!) – было бы замечательно.
В музее
 
КИТАЕВО
Возвращаемся в лес. Домой еще не хочется, после полдника мы полны сил и энергии - продолжаем путь дальше. И оказываемся перед извилистым спуском вниз, проложенном в середине желоба. Съезжаем «вслепую»: бесконечные повороты скрывают дорогу и возможные препятствия, такие, как, например, упавшее дерево. Но все проходит благополучно, и мы выкатываемся в небольшую снежную долину, окруженную холмами. Красотища! Как в диснеевском мультфильме, когда после долгих дней трудного пути героям открывается перед глазами солнечная долина-рай. У нас получилось почти так же, но в славянских традициях – внезапно взору открылся вид на поляну с искрящимся на солнце снегом, замерзшую гладь озера со склонившимися ивами на берегу, и красивую зеленокупольную церковь. Раздаётся колокольный звон, и мы переполнены восторгом. Красота сказочная!
Заснеженная долина

Мы попали в Китаево, здесь расположен Свято-Троицкий Китаевский монастырь. За святость этого места его с почтением называют Киевский Афон.
Название «Китаево» связано с находившимся когда-то в этих местах древнерусским укрепленным городищем –  тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость.
Озёра, к которым мы спустились, некогда были разгорожены монахами вдоль русла безымянного ручья. А церковь, которую мы увидели - Свято-Троицкая, главный храм Китаевской пустыни. Собственно, вокруг этой церкви и возник монастырь. Её строительство было начато на месте обветшавшей деревянной в 1763 году, и в 1767 году двуглавый храм в стиле украинского барокко был освящен. Пятиглавым храм стал во время реконструкции 1853 года, позже было осуществлено еще несколько перестроек. В советские времена храм закрыли, во время боёв Великой Отечественной были повреждены крыша и купола, а после войны храм продолжал разрушаться сам по себе. Первые восстановительные работы здесь были проведены в 1981 году к 1500-летию Киева, а первое богослужение после десятилетий запустения состоялось в 1991 году.

Тем временем мы по деревянным ступеням поднимаемся на высокий склон – здесь расположен вход в пещерный лабиринт. Официально возникновение рукотворных пещер датируется Х-м веком, но по некоторым версиям они появились гораздо раньше. Так же ведутся дискуссии о первоначальном их назначении, но зато точно известно их предназначение с начала XVII века – в этот период пещеры заняли монахи Киево-Печерской Лавры (здесь был организован скит Лавры, а уже в наше время в 1996 году обитель стала самостоятельной), поэтому можно сказать, что Китаевская пустынь начинала своё существование как пещерный монастырь. Жизнь монахов в пещерах продолжалась вплоть до 1771 года, когда был издан указ о запрещении отшельничества.
У входа в пещеры обустроена часовенка – она построена в 2000 году на месте первой, созданной ещё в 1909-м и разрушенной в советские годы. Но вниз мы не спускаемся: «Я боюсь, там страшно!», - говорит папа, да и одеты мы не соответствующим образом. Стоя на холме, занимаемся созерцанием пейзажей: со всех сторон открываются потрясающие виды – настоящие Киевские Карпаты! А когда-то, наверняка, было ещё красивее – в древние времена Днепр вплотную прилегал к Китай-горе, и даже была обустроена небольшая пристань для паломников. Со временем русло реки отдалилось в сторону на 3 километра.
Самым известным подвижником монастыря является преподобная Досифея, при жизни выдававшая себя за инока-мужчину. Дарья Тяпкина родилась в 1721 году в семье рязанских дворян. Пятнадцатилетней она бежала из богатого родительского дома, несколько лет скрывалась в разных монастырях под видом крестьянина Досифея, и со временем поселилась в пещерах Китаевской пустыни. Через несколько лет к её пещере стали приходить люди, а в 1744 году её-его посетила сама императрица Елизавета Петровна. Сюда же люди направили Прохора Мошнина, будущего преподобного Серафима Саровского – именно Досифей дал ему наставление идти в Саровскую пустынь.
Лишь после смерти отшельника в 1776 году открылось, что киевский старец Досифей – это Дарья Тяпкина из далёкой Рязани: в Китаево на богомолье приехала некая пожилая женщина, взглянув на портрет старца на могиле, она, вскрикнув «Это моя сестра», упала в обморок.
Свято-Троицкая церковь

В этих местах когда-то существовал еще один монастырь, Преображенская пустынь, но от него сохранился только фундамент старой церкви: в 1924 году пустынь была закрыта и со временем полностью ликвидирована. К счастью, с 2005 года ведутся работы по восстановлению обители, и уже построен храм в честь преподобного Феофила.

Начинаем путь в обратную сторону - уже устали и хочется домой. Пытаемся проехать короткой дорогой, но сэкономить силы нам не удаётся – заблудились, и сделали большой круг.
Наконец, снова выезжаем к Дидоровке – небольшому озеру площадью 3 гектара. Его максимальная глубина – 8 метров. Однажды летом я в нём даже купалась - вода в озере проточная, кроме того, существуют подземные ключи. Говорят, водится рыба - карп, белый амур и толстолобик, но я что-то в этом сомневаюсь.
При спуске к озеру Саша умудряется поломать лыжу - теперь идет пешком.
На стоянке у лыжной базы припаркована наша машина, залажу в нее без сил.
И вот едем домой – пить чай с лимоном и отдыхать после приятно проведенной прогулки-похода в Голосеевском лесу. Голубцы сегодня делать уже не буду, даже если Саша будет сильно просить!

Немає коментарів:

Дописати коментар