пʼятницю, 24 січня 2014 р.

Киевский театр «Сузір’я»: ДОМ РОДЗЯНКО, декабрь 2008

В декабре у любимого мужа день рожденья. Дабы несколько разнообразить привычное застолье, на семейном совете предварительно решаем продолжить праздник культурно-развлекательной программой – с гостями  пойти в театр.
Согласовываю со всеми возможности выходного вечера и отправляюсь в центральные театральные кассы. Долго и придирчиво изучаю афиши – хочется угодить всем. Пересмотрев все возможные варианты, взвесив вкусы каждого гостя в отдельности и праздничную атмосферу будущего вечера в целом, обдумав все «за» и «против» делаю трудный выбор. Подхожу к окошку и прошу пять билетов на воскресенье в театр на Левом берегу Днепра – там в этот день идет лёгкая комедия.
«Сейчас посмотрю», - говорит женщина и начинает рыться в бумажных «простынях». «На это число нету!»,- я несколько озадачена. Возвращаюсь к афишам, снова сосредоточенно рассматриваю. «А  в театр Русской драмы есть места?» «Два в ложе-бенуар и одно на втором ярусе». Не подходит. «А в Ивана Франка?». «Нет!» К афишам уже не иду, просто перечисляю театры:
- Оперы и балета...
-Туда уже давно нет, на все праздники раскупили…
- Театр «Браво»…
- Одно место есть, но в последнем ряду…
- «Колесо»…
- Ну, там зал маленький, нету давно…
- А ВООБЩЕ ХОТЬ КУДА-НИБУДЬ ЧТО-НИБУДЬ ЕСТЬ?, - это я потеряла терпенье.
Покопошившись в столе, мне извлекают пять билетов на заданное число в театр «Сузір’я». Признаться, я в растерянности, радоваться или нет. Что же это за театр, если никуда нет, а сюда есть? Кассирша меня успокаивает:
- Вы поймете, что такое настоящий театр – там соответствующая атмосфера начинается, как говорится, прямо с вешалки…
Да уж! Пока что я не в восторге от собственной затеи. Всех предупреждаю и морально настраиваю, что ситуация непонятная.

И вот праздничный день! В обеденное время поздравляем именинника, желаем счастья-здоровья, и через пару часов собираемся на культмассовое мероприятие.

Прибыли в центр города, немного прошлись пешком, и вот уже тянем на себя массивные двери – пришли!
Сразу же попадаем в необычное помещение. Сняв верхнюю одежду в гардеробе, поднимаемся вверх по лестнице – в старинные комнаты.

 В холле
 
Лестничная клетка

 
Ваза в проёме на лестнице

Позже, перед самим входом в зрительный зал, нам рассказали немного об этом доме и его первом владельце – помещике Родзянко. А пока что мы не спеша прохаживаемся и рассматриваем всё: стены, потолки, картины… Здесь есть на что посмотреть – обстановка очень богата. В одной из комнат мужчина играет на рояле, мне очень нравится, я усаживаюсь послушать и согласна провести так остаток вечера, можно и без спектакля, настолько хорошо и спокойно.
Одна из комнат


Живая музыка


Делаю вид, что немного умею играть и я!

Но вот звенит колокольчик, и мы входим в зрительный зал.
Постановка нам всем понравилась, у меня до сих пор иногда перед глазами стоят сцены из спектакля. Были мы здесь впервые, но думаю, что все постановки достойны быть увиденными, поэтому не буду раскрывать секрет, что именно мы смотрели.
 «Сузір’я» - это первый в Украине ангажиментный театр, здесь нет собственной труппы, актеры приглашаются из разных театров. Лучшие актеры из лучших театров – созвездие, поэтому театр так и называется - «Сузір’я»
Посещением театра осталась довольна вся наша компания. Вечер удался на славу! Билетёр была права – мы попали в необычную приятную атмосферу, едва переступив порог здания. Я была очень рада, что случилось такое совпаденье – куплены билеты именно сюда. А день рожденья запомнится на целый год!

Дома мне захотелось узнать побольше именно о помещении театра – здание меня заинтриговало. Вот, что удалось найти в интернете (вся информация оттуда).

ДОМ РОДЗЯНКО
Как только появилась возможность покупать земли на Старокиевской горе (в начале прошлого века), эта часть города начала активно застраиваться. На Ярославом Валу стали вырастать усадьбы, возводимые состоятельными людьми. Среди первых, кто построил здесь особняки, стал штаб-ротмистр Леонид Петрович Родзянко – миллионер и успешный предприниматель конца XIX – начала XX вв. На одном из участков он отстроил себе усадьбу, состоящую из трех домов-дворцов, украшенных лепными декорами местной флоры и фауны (Ярославов Вал, 14, 14а и 16 с пристройками, находящимися во дворе домов). Один из домов выходит парадными дверями на улицу, два расположены внутри двора, к ним примыкает небольшой флигелечек.
Чтобы здания не получились одинаковыми, создание проектов Родзянко поручил разным архитекторам. И хотя особняки выполнены в едином ансамбле, архитектура у каждого неповторима. Все дома были доходными, в них сдавались 5-ти и 6-ти-комнатные квартиры, дома были оснащены лифтами известной и по сей день фирмы "Отис". Интерьеры выполнены в стиле модерн.
В доме №14, сооруженном в 1908 г (о чём свидетельствуют гравировка на стекле над левым подъездом и семейный вензель), находилась квартира самого Леонида Петровича, в нее вел отдельный вход (сейчас это – левый подъезд). Над правым подъездом есть маленький балкончик - это балкон комнаты дворника. Под этим же подъездом - арка, ведущая во двор, где располагался каретник и службы.
Родзянко был известным коннозаводчиком. Предполагают, что над одним из каминных барельефов квартиры изображён Леонид Родзянко верхом на своей любимице, лошади Ракете, которая завоевала Гран-при на Лондонских скачках.

На другом каминном барельефе изображена жена Леонида Петровича, дочь известного в то время химика Бейльштейна, Александра (удивительно то, что в семье её называли Маруся).

Каминный барельеф – я умудрилась сфотографировать вот так ужасно!
 
Новогодняя композиция на камине

Отличало квартиру Родзянко то, что, заходя в двери, ты не попадал прямо в комнаты, а оказывался в так называемом "итальянском дворике": небольшое помещение с большой изгибающейся лестницей, ведущей на второй этаж, в комнаты. Квартира, как и все прочее в доме, состояла из шести комнат. Можно предполагать, где находился кабинет, гостиная, детская, спальня, кухня. Две дальние комнаты после реставрации театра перепланированы, теперь там кабинеты дирекции, костюмерная и гримёрная комнаты. В гостиной принимают гостей, в, наверное, бывшем кабинете стоит белый рояль, перед спектаклем всегда можно насладиться замечательной музыкой. Единственная комната, которой и тогда, и сейчас пользуются по назначению - это зал. Сейчас - это сцена театра, а в 1908 году в этой комнате устраивались Рождественские ёлки для детей. Посреди зала стояла огромная ёлка, вокруг которой дети водили хоровод и танцевали польки под звуки белого рояля.
Во время реставрации здания обнаружилось, что в одной из комнат, под деревянными панелями все стены были обклеены театральными афишами начала ХХ века. Попытки снять афиши не увенчались большим успехом, однако одну из афиш удалось сохранить, и теперь она украшает стену одного из залов театра. В 2008 году ей исполнится сто лет. Работников театра очень обрадовало наличие афиш на стенах, однако доказать существование театра в этом помещении не удалось, равно как и факт театрального меценатства Леонида Родзянко. Каким образом афиши оказались в этом доме и почему ими были обклеены стены - останется загадкой.
По свидетельству внучки младшей сестры Родзянко, Леонид Петрович был очень деловым человеком. У него была жилка дельца, он умел делать деньги. Накануне войны 1914 года он продаёт дома и, вместе с женой и сыном Борисом (род. 1908г.), уезжает в Америку, забирая с собой весь свой капитал. В Америке он выгодно вкладывает деньги и через три года становится миллионером. Он пытается воссоединить семью и зовёт своих братьев и сестёр к себе. Однако - получает отказ. Революция 1917 года разбросала его родных по разным уголкам Страны Советов. Семейная связь была разорвана.
Одна из потомков семьи Родзянко, внучка младшей сестры Леонида Петровича, живёт в доме № 16 по улице Ярославов Вал. Покупая квартиру в этом доме, она и не предполагала, что, по сути, является наследницей домов Родзянко. И только когда новую квартиру увидела её старая бабушка, тогда были рассказаны удивительные истории о Рождественских ёлках в доме Леонида Петровича.
Самым известным представителем рода Родзянко является Михаил Владимирович, Председатеть III и IV Государственных Дум России. Леониду Родзянко он приходится двоюродным братом.

Дома Родзянко до сих пор остаются одними из самых красивых в городе: это типичный венский, или, как его еще называют, русский модерн. Сегодня они различаются не только внешне, но и по функции: здание №14 – главный офис UniCreditBank, а в №14а расположен театр «Сузір’я». В 2008 году театр отметил два юбилея - своё 20-летие и 100-летие дома. Свою деятельность театр начал 24 мая 1989 года. Несколько лет назад помещение театра начали реставрировать. Дабы творческий процесс не прерывался, а также с целью сохранения спектаклей и зрителя, ставшего уже своим, коллектив на время ремонтных работ перебрался в подвальное помещение здания и там оборудовал временную сцену. Всего на 21 место. Микросцена настолько пришлась по душе почитателям театра на Ярославом Валу, что после открытия основной «большой» сценической площадки, «малую» тоже решили сохранить. Если на верхней сцене перед началом спектакля гости отдыхают в музыкальной гостиной, то в подвальчике зрителей угощают шампанским и развлекают непринужденной беседой. В этом тесном кругу можно говорить на любые темы: о новостях, о погоде, о жизни, и, конечно же, об искусстве. Обе сцены Мастерской театрального искусства «Сузір’я» всегда переполнены. А желающих посетить этот уникальный театр с каждым днем становится все больше и больше. 

Немає коментарів:

Дописати коментар