понеділок, 15 травня 2023 р.

О литературе, литераторах и Плютах. Июль 1999

Лето! Душная и знойная пора, все стремятся покинуть город. Ещё в Древнем Риме было принято выезжать за пределы «мегаполиса» на загородные виллы. Киевляне - ничуть не хуже, благо окружающая природа так и манит!
Первые загородные поездки-пикники у киевлян появились в 1800-х. Тогда стало модным целыми семьями на пароходах путешествовать в Межигорье и Китаево. С собой везли ковры и самовары, и, усаживаясь на днепровских кручах, любовались панорамами. А к концу XIX века уже многочисленные пригородные посёлки, окружившие Киев, стали массово принимать горожан на летний отдых. Боярка, Ирпень, Ворзель, Буча, Дарница, Оболонь, Пуща-Водица – в них и сейчас можно найти полуразрушенные дачи того периода. Добирались в те времена в посёлки на лошадях, везя с собой на лето даже мебель! Чуть позже появилась возможность приколесить на дачу поездом или трамваем – например, в Святошино. Конный трамвай сюда начал курсировать в 1900 году. Сейчас Святошино - один из районов Киева, но старенькие летние домики здесь можно найти до сих пор.
Район Киева Святошино, проспект Победы, 130. Бывшая дача Усадьба Сергиенко

Самой же элитной дачной зоной, тогда и сейчас, считается район Конча-Заспа. Его главное достоинство – Днепр.
О появлении двойного названия местности сложено несколько легенд. Часть из них связана со словом «спать»: якобы некогда в этих местах прилегли на отдых воины, но вскоре были разбужены окликом «Кончай спать!». Существует множество вариаций на эту тему - казаки Богдана Хмельницкого усыпили на пиру польских шляхтичей, монголо-татары приспали русичей, Екатерина II отравила запорожских казаков, караульный «заспал» и не предупредил о наступлении литовских дружин. Второй вид легенд ссылается на название укрепительного вала «Конец засыпи», когда-то находившегося здесь. Ну а лично мне кажется наиболее правдоподобной версия возникновения названия от двух озёр, существующих и сейчас - Конча и Заспа. Эти озёра речного происхождения – некогда они были рукавами Днепра. Такие заливы-ответвления когда-то называли «кончиками» - так появилось название первого озера. А «засыпями» называли насыпные дамбы – вот и Заспа. Ну а вместе – Конча-Заспа!
Поначалу эти земли принадлежали монастырям – Выдубецкому, Введенскому, Софиевскому. В период Союза здесь обосновалась партийная элита. А ныне – бизнес и медиа-верхушки, словом все, кто может позволить себе заплатить немыслимые суммы за сотку земли. Ведь на момент 2008 года здешние участки считались самыми дорогими на территории Украины.

Но доступ и для простого населения в Конча-Заспу существует! Здесь расположена масса баз отдыха, пансионатов, санаториев и детских лагерей. Одни из них престижнее, другие попроще. И все они летом заполнены «по самые ушки»!

Санаторий «Жовтень», расположенный на берегу залива Днепра – здесь лечат «від усього», то есть тут поправляют здоровье отдыхающие с самыми различными заболеваниями - санаторий оказывает самый «широкий спектр медицинских услуг»

Здесь же находится и одна из университетских баз отдыха - спортивно-оздоровительный лагерь «Мрія». Расположен он в селе Плюты. О! Слово «Плюты» для многих сотрудников КНУ стало нарицательным. Оно означает долгожданный отпуск, солнце, зелёную траву, прозрачный воздух, речку и пляж. Лето и отдых! В течении всего учебного года в корпусах университета можно услышать фразы и вздохи: «Плюты…», «…когда мы были в Плютах…», «…в этом году в Плютах…», «…поедем в Плюты…». В этих словах – послевкусие отдыха и предвкушение нового летнего сезона. Многие отдыхали здесь ежегодно, выкупая несколько заездов подряд. Приобщилась к этому отдыху однажды и я. Давно! Ох, как давно! Июль 1999-го. Много воды утекло с тех пор. Воды в Днепре и в Козинке - ведь стоят Плюты именно на речке Козинке!

Козинка берёт начало в соседнем Козине, и буквально через 16 километров уже впадает в Днепр. Коротенькая! И от её первоначального русла практически ничего не осталось. Вокруг Козинки к 1974 году была выстроена дамба, которая полностью изменила местный ландшафт. Эта дамба – часть гидротехнических сооружений, возведённых в период постройки Каневской ГЭС. Средняя глубина Козинки сейчас составляет около 3 метров, а ширина - 250 метров.

Дамба вокруг Козинки. Я показываю на Плюты, но нахожусь в этот момент на пересечении дамбы и шоссе. За плакатом виден «шлюз» Козинки
Козинка – весьма приятна и пригодна для купания

Сама база отдыха заслуживает всего несколько слов. Находится она на въезде в Плюты. И представляет из себя «набор» стандартных деревянных домиков. Они уже в те годы имели вид вполне потрепанный, поэтому в 2008 году в планах университета была реконструкция лагеря. Получилось или нет – не знаю. Кто был там недавно – пишите!

Домики на территории лагеря

Питание - в столовой, абы какое, но и на том спасибо. Дорога на Козинку - через поле. В спекотный день брести назад по солнцепёку изнурительно. Но на то и лето, чтобы было жарко!

Поле, которое нужно пересечь, чтобы попасть на пляж. Берег реки – за деревьями вдали

Словом, здесь есть всё необходимое для летнего отдыха – лес, дающий тень, вода, и солнце. В Плютах здорово. Именно поэтому в послевоенные годы это место облюбовала творческая интеллигенция. Трудно найти писателя, художника или композитора Украинской республики, который бы не был здесь. Считается, что первым это место приметил поэт Андрей Самойлович Малышко, автор слов великолепного Киевского вальса: «Знову цвітуть каштани Хвиля дніпровська б’є», написанного в 1950 году. Так же он является автором песни про рушник: «Рідна мати моя, Ти ночей не доспала і водила мене у поля край села». Эта песня настолько популярна, что многие считают её народной. Оба стихотворения положил на музыку Платон Майборода. Но поселился в итоге поэт немного ближе к Киеву – в посёлке Конча-Озёрная. Тогда с личного разрешения Никиты Хрущёва 22 литератора получили наделы по 40 соток земли для строительства дачных домиков и обосновались там.

А в Плютах самым известным дачником на все времена стал писатель и драматург Александр Корнейчук, ведь он свою дачу построил именно здесь. Теперь в этом доме создан Музей, и он является единственной достопримечательностью села.

Конечно же, я посетила Музей. Дом построен в 1954 году по проекту друга Корнейчука известного украинского архитектора Владимира Игнатьевича Заболотного. Дача выстроена из кирпича, и в летний день так приятно ощутить на себе волшебные свойства этого строительного материала: снаружи изнуряющая жара, внутри – приятная прохлада.
В помещении фотографировать запрещено - инструкцию выполнила, и из интерьеров дома буду показывать только переснятые из приобретённой книжицы-путеводителя по Музею иллюстрации. На улице, конечно же, фотосъемку можно было проводить без ограничений, но в ту эпоху плёночных фотоаппаратов и жёсткой экономии кадров фото у меня получилось только одно, и то странноватое. Его можно назвать «Я и кирпичи». И почему я не отошла подальше? Итого, из внешнего вида дачи на память осталась лишь обложка всё того же путеводителя.

Так дача выглядит целиком
А это я у дачи

В подобных домах-музеях самостоятельно передвигаться не разрешается, и, даже если Вы придёте один, Вам обязательно проведут экскурсию. Вот и нашей небольшой университетской компании было предложено пройтись по комнатам в сопровождении гида. Приятная женщина повествовала о жизни и творческом пути писателя. Всё это было ещё свежо в памяти, поскольку школа на тот момент была закончена не так давно, и курс украинской литературы ещё не подзабылся основательно. Ну а сейчас - придётся напомнить самой себе.
Родился Александр Евдокимович Корнейчук 12 мая 1905 года в бедной семье железнодорожника в Черкасской области. Естественно, детство было тяжёлым и с 14 лет он уже был вынужден работать на железной дороге. Но школу закончил, а высшее образование получил в Киевском институте народного образования. Первых несколько пьес написал в 1929-1930 годах. И одну из них взял в свой репертуар Театр имени Ивана Франко. Только за первый гонорар Корнейчук смог купить себе приличную одежду. Был случай, когда в Русской драме на поклон после «Фиолетовой щуки» (1932) ему пришлось выходить как-то боком – на брюках сзади стояла заплата.
Так начался путь к признанию. Но путь этот не был долгим – слава пришла стремительно, в 28 лет Корнейчук уже был знаменит: одно из своих самых значимых произведений «Гибель эскадры» он написал в 1933 году. Вскоре его произведения стали буквально «выхватывать из-под пера, не давая просохнуть чернилам» – из театров поступали звонки с просьбами дать им новую пьесу для постановки, когда ещё никто даже не знал её содержания. Его пьесы с огромным успехом шли в ведущих театрах Киева, Москвы, Ленинграда, не говоря уже о более мелких городах. Постановки транслировались по радио, а в период войны «Фронт» был напечатан на страницах газеты «Правда» в полном объёме – до сих пор это единственное драматическое произведение, удостоенное такой чести. Из-за столь головокружительного успеха молодого автора завистники даже стали поговаривать о плагиате, мол не мог простоватый парень создать такие сильные вещи. Особенно это касалось «Гибели эскадры» - что ж, вполне возможно, что тему произведения и название Корнейчук действительно позаимствовал. Но он взял всего лишь идею-замысел, а ведь все мы их черпаем и заимствуем, глядя на уже существующее, но создавая при этом своё неповторимое. Корнейчук написал не одну пьесу, а двадцать три, и все они пользовались огромным успехом – думаю, это главный аргумент того, что о плагиате не может быть и речи. А ещё - по его произведениям снято 12 фильмов!
Итак, Корнейчук оказался в «лучах славы» ещё вполне молодым мужчиной. Его почитали, им восхищались. Но при этом он остался скромным и человечным. Александр Евдокимович получил множество премий и наград. Но как он ими распорядился? Он стал обладателем пяти Сталинских премий (а Сталинская премия в то время была высшим отличием государства, её размер составлял сто тысяч рублей (!), и её ежегодно выплачивал Сталин из своих собственных гонораров всем 16 лауреатам). Три из них Корнейчук получил в годы войны и на эти деньги купил для наших воинов танк. Здесь в Плютах хранится фотография Корнейчука с танкистами, которые воевали на нём. К слову, практически все лауреаты военного периода передали свои деньги в Фонд обороны.
Позже в послевоенные голодные годы Корнейчук помогал семьям погибших писателей – в течении года свою зарплату отдавал им, при этом оставаясь инкогнито. Материально поддерживал детский дом в Киеве. Учредил и выплачивал три стипендии студентам театрального института. И всё это – без широкой огласки, только ради помощи людям. В 1960 году он получил Международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами» (за весь период существования этой премии из Советского Союза, помимо Корнейчука, ей были награждены лишь Брежнев, Хрущёв и писатель Тихонов) - премия составляла 25 тысяч рублей и всю её Корнейчук передал в Фонд мира.
А актёры его вспоминают с особенной теплотой - на премьерах спектаклей он обязательно заказывал для них множество цветов, устраивал банкет, а однажды на сотый спектакль «Калиновой рощи», сыгранный в театре Франко, он преподнёс в подарок всем актёрам, занятым в спектакле, ювелирные украшения.

Сейчас всё в прошлом. Корнейчука давно нет, и нет страны, в которой он жил и творил. Сменились идеология, политический строй и названия держав. Изменилась вся наша жизнь – люди стали грубее и черствее. Мы стали другими. Проспект и станция метро, названные его именем, переименованы, учебники перепечатаны – уже без него. А самого писателя стали называть «придворным драматургам», писавшим свои произведения лишь в угоду Сталину и коммунистической партии. Да, действительно Сталин лично внёс несколько правок в текст «В степях Украины». Но писались эти произведения не ради того, чтобы выслужиться. Нет! Это странно звучит, но в то время люди искренне ВЕРИЛИ, что строят светлое будущее. Сейчас эта фраза вызывает улыбку, а тогда этим жили. Я знаю потому, что оба моих дедушки были именно такими. Работая директором санатория, а до этого председателем колхоза, дедушка не имел ничего – всё раздавалось тому, кто, по его мнению, в этом нуждался больше.

Одна из комнат дачи-музея

Корнейчук был оптимистом, и заражал своим задором всех вокруг. Он любил шум, веселье, саму жизнь, и – людей. В круг его друзей входили известнейшие личности - Леонид Утёсов, Михаил Шолохов, Фредерик Жолио-Кюри, Лоуренс Спелман Рокфеллер (внук знаменитого миллиардера Джона Рокфеллера), Джон Бойнтон Пристли. Когда Корнейчук, будучи во Франции, вместе с супругой заглянул в мастерскую Пикассо, маэстро при них же изготовил две керамические тарелки и подарил их гостям. По приезду в Союз одну из тарелок – с изображением голубки – Корнейчук тут же передарил актёру Борису Ливанову. И вообще, стоило кому-то в гостях у Александра Евдокимовича начать фразу «Всю жизнь мечтал о такой картине…», как Корнейчук тут же влазил на стул и снимал произведение искусства с гвоздя.
Возвращаясь же к тарелкам Пикассо, вторую тарелочку, с петушком, супруге писателя гораздо позже пришлось продать за бесценок в голодные 90-е годы. Речь идет о третьей его жене. Ведь да, личная жизнь у Корнейчука была бурной. Он имел множество любовниц-актрис, а официально был женат три раза, и все его жёны – настоящие звёзды.
Его первой супругой стала Шарлотта Моисеевна Варшавер. Друзья звали её Лота, она происходила из достаточно состоятельной семьи, с детства свободно владела французским языком, всегда выглядела изысканно и утонченно. Поженились они в 1927 году. Из-за такого необычного союза красавицы-аристократки и простоватого бедного парня, в прошлом работяги, «Шурку Корнейчука» за глаза стали звать «комсомольским графом». Проживала пара в 1934-1938 годах в известнейшем доме Ролит в Киеве - этот дом строился специально для литераторов, его название взято как сокращение от «Кооператив «Робітник літератури».

Но пришла война. Корнейчук её прошёл в должности военного корреспондента, на фронте же и познакомился со своей второй будущей супругой - так же писательницей и военным корреспондентом Вандой Львовной Василевской. Ради неё, «солдафона в юбке», Корнейчук развёлся с изящной Шарлоттой, что для последней стало шоком и ударом. Оставшуюся жизнь она прожила в Киеве и работала театральным режиссером.
С Вандой Василевской у Корнейчука был самый продолжительный брак – до самой её кончины.
Родилась Ванда 21 января 1905 года в Польше, в Кракове. Вела активную «антиправительственную деятельность», и потому, когда фашисты напали на Польшу, Василевской было отказано в выезде из страны – ей не разрешили покинуть территорию Польши в виду грозившего обвинения и судебного разбирательства. Тогда Ванда ушла во Львов просто пешком и приняла советское гражданство.
Здесь в Плютах Ванда Львовна, имеющая совершенно мужеподобный вид, с вечной папиросой во рту, на фронте наводившая страх на солдат одним своим появлением, превратилась в милую огородницу. У неё росло всё! От самых простых цветов до экзотических фруктов. Из урожая она готовила невероятно вкусные блюда и варенья, и нещадно угощала ими всех в округе.

Уголок Ванды Василевской на даче

Никто не вечен под Луной. Ванды Василевской не стало 29 июля 1964 года. Через пару лет Корнейчук женился третий раз. Его избранницей стала 43-летняя актриса театра имени Ивана Франко Марина Федотовна Захаренко. Они были знакомы ещё при Ванде и нравились друг другу достаточно давно. Поначалу Марина отказывалась официально оформить отношения – слишком большой ей казалась разница в их положении: скромная актриса театра и драматург, известный на весь Советский Союз. Но оба в браке были счастливы совершенно. А особенно Корнейчук был рад тому, что хотя бы третья жена согласилась взять его фамилию! Все восемь лет, отведённые им прожить вместе, Марина вспоминает, как годы непрерывного счастья, и по прошествии времени говорит о бывшем муже с огромной теплотой. Последние годы Марина Федотовна жила в Санкт-Петербурге, чтобы быть рядом с сыном Владимиром Бортко, родившимся у неё в первом браке. Бортко стал успешным режиссёром, снявшим культовые фильмы «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Бандитский Петербург» и многие другие.

Александр Корнейчук и Марина Захаренко

Корнейчук ушёл от нас в 1972-м. Работа по созданию Музея здесь в Плютах началась практически сразу же, и в 1975-м он уже «принял первых своих посетителей». Практически вся обстановка сохранена. Марина Федотовна говорит, что после Александра Евдокимовича на сберегательной книжке оставалась значительная сумма – её конфисковало государство и именно на эти деньги была проложена дорога к Плютам. Ведь до этого сюда добирались «сорок километров по бездорожью». Планировалось построить и гостиницу, кафетерий, автостоянку, но - этим планам не суждено было сбыться. А бюст писателя на территории Музея установили лишь в 1980 году.

Бюст Корнейчука на территории Музея

В виду отдаленного расположения от Киева посетителей в Музее крайне мало. В советскую бытность сюда регулярно привозили группы школьников, а ныне, когда произведения Корнейчука забыты и не «в тренде», посетителей, вероятно, за год можно пересчитать по пальцам. Но музей по-прежнему работает, и, думаю, посетить его стоит. Не мне давать оценку творчеству Корнейчука, но его произведения стали частью ушедшей эпохи. А ещё – в саду у дома растут 46 кустов сирени! Многие их них посажены ещё Вандой Василевской, а некоторые – Мариной Захаренко. Ведь её день рожденья приходился на 5 декабря, а Корнейчуку так хотелось порадовать её среди зимы любимыми цветами – и ему передавали самолётом из теплиц Херсона вазон с цветущей сиренью, которую весной высаживали «на волю». Поэтому в мае в Плютах особенно хорошо. А ещё - в состав Музея включены и три соседних дома, ведь многие писатели и художники, будучи в Плютах, останавливались именно в них. Эти три хаты вместе с дачей Корнейчука и образуют комплекс «Литературно-художественные Плюты».

В одном из этих трёх домов как-то жил Паустовский – он провёл в Плютах лето 1954 года. Константин Георгиевич был заядлым рыбаком и ловил всегда в одном и том же месте.

Паустовский – ещё один «школьный» писатель, классе в третьем мы «проходили» его рассказы с детальным описанием природы. Ну кому в третьем классе интересно читать о берёзках? Мне – нет. И Паустовский «прошёл мимо» меня.
Только сейчас я открыла для себя его творчество. До чего же грустно, тревожно, с невероятной тоской и ностальгией написаны его произведения. Не зря он несколько раз номинировался на Нобилевскую премию. Не зря Марлен Дитрих, прочитав только один его рассказ «Телеграмма», встала перед ним на колени, по-другому не сумев выразить свою признательность.

Марлен Дитрих и Константин Паустовский

А ещё – Паустовский открыл для меня историю Екатерины Десницкой (писатель упоминает её как Весницкую). Брат Паустовского, Борис, был влюблен в Екатерину – на тот момент и та и другая семья жили в Киеве. В 1903 году Десницкая уехала в Санкт-Петербург и позже вышла замуж за сиамского принца и - переехала в Сиам! Что с ней случилось дальше – не знал никто. По Киеву ходили лишь сплетни и домыслы, и именно эти слухи описал Паустовский в своей книге «Далёкие годы»:
«Катюша уехала в Сиам. Сиамский король вскоре умер от какой-то тропической болезни. Вслед за ним умер от такой же болезни первый наследный принц. Муж Катюши был вторым сыном короля. У него было очень мало надежды на Сиамский престол. Но после смерти брата он оказался единственным наследником и неожиданно стал королем. Так веселая киевская гимназистка Весницкая сделалась сиамской королевой.
Придворные ненавидели королеву-иностранку. Ее существование нарушало традиции сиамского двора.
В Бангкоке по требованию Катюши провели электрическое освещение. Это переполнило чашу ненависти придворных. Они решили отравить королеву, поправшую древние привычки народа. В пищу королеве начали постепенно подсыпать истертое в тончайший порошок стекло от разбитых электрических лампочек. Через полгода она умерла от кровотечения в кишечнике.
На могиле ее король поставил памятник. Высокий слон из черного мрамора с золотой короной на голове стоял, печально опустив хобот, в густой траве, доходившей ему до колен. Под этой травой лежала Катюша Весницкая - молодая королева Сиама.»

На деле же завершение этой истории было вовсе не таким. Муж Катерины Чакрабон Пувант не стал королём – трон наследовал его старший брат Вачиравуд. А Катюша с Чакрабоном после десяти лет совместной жизни… развелась. Как грустно! Они выдержали столько препятствий и испытаний, чтобы вступить в брак, ведь это было неслыханно и немыслимо, сиамскому принцу – жениться на европейке! Другая раса, другое вероисповедание! Но они сделали это. А в итоге любовь разбилась о повседневность – оказывается, так бывает даже в королевских семьях. Я расстроилась буквально до слёз, прочитав об этом. Существует ли любовь, которая выдерживает всё?
Ну а после расторжения брака Чакрабон вскоре скончался – в отличие от киевских домыслов, он первым покинул этот мир в возрасте 37 лет. Екатерине было велено покинуть Сиам, при этом у неё забрали единственного сына Чулу Чакрабона, которого она ласково звала Ёжик. Екатерина после развода уехала в Шанхай, а позже второй раз вышла замуж и переехала в Париж, где провела остаток жизни. Лишь однажды она видела свою внучку Нарису Чакрабон. Сейчас Нариса проживает в Лондоне, а периодически – в Бангкоке. На основе писем она написала книгу о любви своих бабушки и дедушки.
Вот такая история.

Фото из Википедии: Екатерина Десницкая с мужем и сыном

Но – вернёмся в Плюты! Паустовский жил здесь в хате деда Миколы – одной из трех, которые приобрел музей. Удивительно, но совершенно разные люди – известный писатель и хозяин хаты, простой сельский мужик - понравились друг другу и нашли общий язык. И ещё долго передавали друг другу приветы через Смолича.
Ведь да, писатель Юрий Смолич так же часто бывал здесь. В Киеве сейчас я проживаю на улице Лятошинского, а одна из соседних с ней улиц носит имя именно Смолича, поэтому давно уже из любопытства я ознакомилась с его творчеством. Писал он в том числе и фантастические произведения - скажу так: его фантастика - уже прошлое. А вот что действительно впечатлило, так это «Рассказ о непокое». Межвоенные годы – между Первой и Второй мировыми войнами. Как это было? Как жили? И как вообще можно было выжить в тот период? Нищета. Чекисты. Еды не было. Спали на стопках старых газет, укрывались верхней одеждой. Столицей был Харьков - сейчас в городе даже проводят экскурсии по местам, описанным в книге. Ведь «Рассказ о непокое» - это ещё одна книга-воспоминание, из которой можно почерпнуть понимание, как жили тогда. Энциклопедия времени. Сам Смолич писал, что нужно успеть записать максимально много о прошлом, нужно, чтобы каждый, кто помнит, сделал это. Для потомков. Ведь это и есть - самое ценное. В одном из предисловий к Паустовскому я нашла слова Томаса Манна: "Нам кажется, что мы выражаем только себя, говорим только о себе, и вот оказывается, что из глубокой связи, из инстинктивной общности с окружающим, мы создали нечто сверхличное... Вот это сверхличное и есть лучшее, что содержится в нашем творчестве". И продолжение, другого автора: «Эти слова следовало бы поставить эпиграфом к большинству автобиографических книг. Писатель, выражая себя, тем самым выражает и свою эпоху. Это - простой и неопровержимый закон.» Истинно так! Мой дедушка всегда любил историю и мемуары, а я фыркала, мол ерунда, зачем тебе это, детектив же интереснее. А теперь – сама читаю только такие книги…

Но хватит о литературе! В Музее мы побывали, и стоит сказать два слова о самом селе. Считается, что основаны Плюты в 1650 году. Нынешнее его постоянное население составляет всего 75 человек.
Долгие периоды в селе не было храма. Впервые он был построен в 1911 году и в 1914 освящён, но в советский период храм был заброшен, в 1937-м с него сняли купола и кресты, а в годы войны культовое сооружение полностью сгорело.
Возрождение, а вернее, новая постройка храма, началась только в 2011 году. Изначально новую церковь предполагалось назвать в честь иконы Неопалимая купина, которая хранится в ней, но всё же решено было её освятить, как и первый, некогда существовавший храм, в честь святых апостолов Петра и Павла. Архитектором храма является Калиновский Олег Александрович, с другими его работами можно ознакомиться на Оболонской набережной: Храм Рождества Христова, Храм Покрова Божьей матери на улице Приречной, жилой пятиэтажный дом с башенками прямо на набережной, и даже реконструированный парк Наталка тоже - его проектировки.

Храм в Плютах, фото из интернета

Вот и всё, что можно найти интересного в Плютах: Козинка, Музей и Храм. Но что делать на отдыхе в пасмурные дни? Только прогуляться в соседний посёлок. Началось с того, что соседка по столовой похвасталась: «А Максик вчера в Стугне купался!». Максик – старый противный пекинес, который норовил цапнуть за ногу всех проходящих мимо. Но, услышав это, я решила, что ничем не хуже Максика. В Стугну я, конечно, лезть не планировала, а вот прогуляться в соседний городок захотелось.
И соседним населённым пунктом оказалась Украинка. Городок небольшой, но, признаться, очень приятный. Представьте себе небольшую бухту-залив Днепра и белоснежные яхты… Небольшие, но всё же, всё же – настоящие яхты! Они как свободные чайки, манят и приглашают на всё махнуть рукой и отдаться морю, чувствам, волнам и ветру. Делать, что хочется. Ни от чего не зависеть. Быть свободным в своих поступках и желаниях - именно это чувствуешь, глядя на них…

Въезд в Триполье – фактически через пару метров после Украинки

Вот такой у меня получился отдых в Плютах. Не художник я и не писатель - ничего не нарисовала, ничего не написала, только читала, притом детективы. Зато получила удовольствие от ЛЕТА!
А в завершении рассказа упомяну ещё несколько своих «времяпровождений» в Конча-Заспе.
В далёком детстве приезжала на простенькую базу отдыха, расположенную в селе Рудыки – здесь отдыхала моя любимая подруга детства Яночка Власенко (ныне - знаменитая художница!), и мы пробыли там несколько дней – они стали для меня настоящим летним приключением. Чего стоит только один ёжик, живший под нашим домиком! Вечером он обязательно выходил к крылечку попить молочка.

На Козинке! Год примерно 1983-й…

А второе место, подарившее много эмоций - база отдыха «Сосновый бор», принадлежавшая когда-то предприятию «Киевгума» (бывший завод «Красный резинщик»). Домики - тоже простые, но много ли нужно для счастья летом! Купание здесь было не в Козинке, а в озере. Наш домик стоял на самом берегу обрыва, и до глубокой ночи мы с подругой Светой слышали плеск воды и доносившиеся радостные повизгивания. А как-то среди ночи купались барышни и пели: «Спасибо-о-о за день, спасибо за ночь, спасибо за сын-а-а-а и за дочь!!!!» - с тех пор эта песня Боярского для меня ассоциируется исключительно с отдыхом в Конча-Заспе. А Света здесь научилась плавать. Раз гребок, два гребок – как в детстве, под счёт. Глядишь – вот уже и считать не нужно, со счёта бы сбились, плывёт! Правда, когда приехавший на выходные ко мне в гости Сашка, наблюдая на пляже за сосредоточенно гребущей Светой, спросил: «Света, ты хорошо плаваешь?», я от неожиданности чуть сама не захлебнулась.

Наш домик

К сожалению, этой базы отдыха больше не существует – в 2007 году она была то ли захвачена, то ли выкуплена – места здесь золотые во всех отношениях. Пришли другие времена и другие люди. Конча-Заспа теперь другая - гигантские заповедные луга засыпаны четырьмя метрами песка, намытого из Днепра, многие дамбы сломаны, созданы новые водоёмы, а некоторые озёра, наоборот осушены. И вокруг – сплошные дома…
А та самая заповедная Конча-Заспа осталась лишь ярким далёким воспоминанием, в котором мы все юные и красивые. И, вероятно, Корнейчук, Смолич, другие писатели и художники - сидя на берегу реки с удочкой, именно здесь чувствовали себя бесконечно молодыми…

P.S. Что смотреть «по тематике»:
Вы как хотите, но я с огромным удовольствием пересмотрела старые фильмы, снятые «по Корнейчуку»! Простоватый юмор, открытые добрые лица, непревзойдённая игра актёров – полное наслаждение!
- «Партизаны в степях Украины» - снят на киностудии в 1942 году;
- «Калиновая роща»;
- «В степях Украины»;

Так же советую к прочтению:
- Константин Паустовский «Далёкие годы»;
- Галина Востокова «Нефритовый слонёнок». Совершенно необыкновенная книга, описывающая любовь Екатерины Десницкой и сиамского принца. Словно я сама была рядом и невольно слышала, о чём они говорят между собой! Очень рекомендую;
- Юрий Смолич «Рассказ о непокое», "Детство", "Наши тайны", "Восемнадцатилетние".

Немає коментарів:

Дописати коментар