понеділок, 15 травня 2023 р.

Кафе-музей «Пан Заваркин и сын», апрель-май 2022

Кофейная «Пан Заваркин и сын» является безусловным лидером наших посещений в Виннице. Маленькая кафешечка, приткнувшаяся на небольшой улице, так полюбилась нам, что иногда не было сил дождаться выходного дня. Поездка в «Заваркина» стала любимым еженедельным ритуалом – с комфортом прокатиться на трамвайчике, пройтись по утренней Виннице, в уютном зале под мелодичный перезвон часов выпить ароматный кофе с заварным пирожным вприкуску, при этом рассматривая старинные предметы, которые окружают посетителей в кафе повсюду. Здесь по крупице собраны частички самой Винницы, и кафе также стало неотъемлемой частичкой города.

Это место имеет свою особую историю. И началась она в конце XIX века, когда Винница развивалась особенно бурно. В связи с огромным притоком новых жителей в тот период активно начали строиться дома и гостиницы. И именно это здание было возведено в 1898 году в качестве доходного дома состоятельными братьями Гельблу – специально для этого Йось-Зиндель и Перец-Йона Гельблу приобрели землю в центре города. Квартиры тогда сдавались по 70-80 копеек в сутки, в гостинице же за ночь нужно было выложить 2 рубля (корова стоила 15), поэтому доходные дома пользовались большим спросом.

Одним из их квартиросъемщиков стал предприниматель Моисей Флигельтуб – он в 1900 году прибыл в Винницу из Вапнярки, расположенной близ Тульчина. Поначалу семья арендовала квартиру на втором этаже дома, а со временем выкупила её. Чуть позже была выкуплена квартира и на первом этаже, в которой Флигельтуб открыл Магазин колониальных товаров с продажей чая, кофе, специй, орехов и прочих привозных экзотических штучек. Других подобных заведений в городе не было, поэтому магазин стал пользоваться большим спросом и со временем Флигельтуб сумел наладить оптовую торговлю в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге. Но крупных контрактов заключать не получалось – мешала еврейская фамилия. И тогда по совету одного из друзей в 1904 году он принял христианство и изменил фамилию, став Матвеем Заваркиным. С той поры и вплоть до 1917 года семья Заваркиных считалась одной из самых богатых в Виннице. После же революции в 1918 году Заваркины распродали имущество и уехали в Париж, а позднее, в 1922-м – в Америку, где в Чикаго до сих пор проживают наследники.

Вся эта история стала известна благодаря чуду и нынешнему директору магазина-музея Александру Абрамчуку. Александр в конце 2010-х приобрел это здание совместно со своим другом, который по соседству с будущим кафе открыл антикварный магазин. Александр же оборудовал в свежекупленном помещении офис Польского радио, в штате которого работал на тот момент. При этом возник интерес, что же здесь располагалось ранее. Найти информацию оказалось непросто, поскольку в конце XIX века сам переулок был безымянным, и подобных в Виннице насчитывалось больше тридцати. В итоге некоторая информация всё же была найдена в архивах, в основном она касалась периода строительства дома и братьев Гельблу.

А чуть позже в офис Польского радио прибыли непосредственно потомки самого Заваркина. Это был его правнук, который совершал путешествие «по земле своего прадеда». И уже он рассказал множество подробностей того периода, он же подарил портрет самого Заваркина. И спустя два года после этого визита, 22 февраля 2012 года, торжественно открылся магазинчик «Пан Заваркин и сын».

Портрет самого пана Матвея Заваркина, неизвестный художник, 1913 год. Над портретом – курительная трубка Заваркина, 1916 год. Подарена правнуком Заваркина

Кафе расположено в небольшом переулке с очень узеньким тротуарчиком – двоим разминуться сложно, не ступив ногой на проезжую часть. Пройти мимо не получится - у входа расположен памятник: мужчина характерной наружности. Не стоит пытаться найти в нём черты одного из братьев Гельблу или кого-то из Заваркиных – это просто собирательный образ многочисленных еврейских жителей Винницы того периода. Рядом с еврейским бедняком - кот Шлема с сосисками. И вот он как раз – реально существовавший персонаж, воровавший у хозяек мясо и сосиски. По легенде ни разу не попался – но как же тогда узнали, что ворует всё-таки он? Автор этой продуманной до мелочей композиции – местный скульптор Сергей Александрович Олейников.

Пока мужчина в приветствии приподнимает шляпу, Шлема таки тащит фунт первоклассных сосисочек в свою нычку

Здесь же на тротуаре – рассыпанные денежки. Не трудитесь пытаться их собрать – это часть композиции

Мелодично тренькнул звоночек – это мы заходим внутрь. Помещение весьма небольшое. В кафе–музее-магазине всего два зала, и мы попадаем в первый из них. Сразу же оговорюсь - все экспонаты здесь оригинальны, большинство снабжены пояснительными табличками, которыми, собственно, я и пользуюсь, записывая этот текст.

Итак, первый зал. Хотя «зал» - слишком громкое название для этого помещения. Это уютная небольшая комната, в которой расположены витрина и прилавок, можно выпить кофе стоя за барной стойкой или приобрести продукцию с собой. На полках в банках расставлено множество сортов чая и кофе – выбор на любой вкус. «Только у нас! Любимый напиток фараонов! Кофий по-египетски! Вкусно и полезно!», - реклама существовала и в начале ХХ века. На рекламу кофия я не ведусь, а вот чая мы накупили здесь предостаточно – самых разных сортов по двести-триста грамм, и в результате больше килограмма листьев драгоценного напитка тащили мы с собой домой в Киев.


В качестве же музейных экспонатов в этом зале – самовары самых разных видов и множество других интересностей. Сразу скажу – мы честно не один раз пытались сосчитать количество здешних самоваров и часов, но каждый раз сбивались, в очередной раз с восторгом отвлекаясь на что-нибудь типа «а посмотри на вот это!». А ещё здесь есть бульотки – это разновидность самовара, она немного меньше и её необходимо нагревать спиртовкой. Название происходит от французского «bouillotte», что означает «маленький чайник» или «грелка».

В качестве же общего оформления интерьера использованы «обои» из винницких газет той эпохи и старинные фото.

Панорама первого зала

Прилавок. В кадр попало сразу несколько часов с кукушкой! У входа Саша засмотрелся на картину-талисман «Ростовщик» Абрахама ВеймБаум 1901 года. Левее – часы «Воспоминание о паровозе». Это «точная копия подлинных оригинальных часов 1925 года, сделанных к 100-летнему юбилею первого поезда. Эксклюзивный дизайн, ручная работа, Англия, 1964 год, изготовитель BRANDROAD EXCHANGE» (информация с пояснительной таблички). А ещё ниже, на прилавке – антисептик обычный ничуть не исторический, напоминание о ковиде. Интересно, как будут в будущем реагировать на этот флакончик? Останется ли он повседневностью, как сейчас, или когда-нибудь мы сумеем вернуться к нормальной жизни без масок и пшикалок?

И ещё немного фото замечательных экспонатов первой комнаты.

Фотографическая камера

Коллекция чайников. Чайники-малыши – просто ми-ми!

Интерьер

Барная стойка. Действующий граммафон, на стене - столовые часы балансир (часы с маятником) Морис Буваль «Нимфа Дриада», Германия, 1920 год

Уникальные часы с музыкой работы австрийского мастера ГЕРХАРДА УНКВАРТА. Вырезаны из ореха, играют две мелодии популярных вальсов

Паровая гейзерная машина для приготовления кофею, Италия, 1913 год

Проходим во вторую комнату-зал. Здесь размещено немного столиков, точное количество не помню, около четырёх. В помещении постоянно звучит настоящая «часовая музыка». Поначалу я подумала, что было бы интересно сюда наведаться именно в «ровные часы», когда выскакивают все кукушки и начинает бить бой. Но нет, негромкие приятные звуки здесь звучат постоянно. Ведь эти часы – старинные механические, с интернетом время не сверяют и не корректируют, спешат-отстают плюс минус на пять минут. К тому же многие настроены на треньканье каждых четверть часа, отсюда и постоянная музыка.

Панорама второго зала. Над столиком – часы французского мастера Шарля Гийома

Этот зал открылся на полгода позже первого и стал носить название «Гостиная счастливого времени». И правда, эта комната имеет все атрибуты гостиной того периода – фортепиано, буфет. Рассмотрим поближе эти предметы.

Фортепиано в гостиной в те времена являлось главным показателем благосостояния семьи. И в этом плане «Пан Заваркин» не подкачал – здесь расположен инструмент известнейшей фирмы с мировым именем PETROF. Её основателем является Антонин Петроф - в 1864 году в чешском городе Градец Кралове он создал своё первое фортепиано. Учился он этому несколько лет в Вене, а по профессии был столяром, ведь в одном инструменте насчитывается более трех с половиной тысяч столярных деталей. Сама фабрика построена в том же городке чуть позже, в 1874 году и остается на том же месте по сей день. И хотя в 1948 году предприятие было национализировано, после бархатной революции стало возможным вернуть свою собственность, и к 2001 году род Петроф полностью выкупил компанию - сейчас фабрикой руководит уже пятое поколение.

Именно этот инструмент не принадлежал семье Заваркиных, он добыт специально для кафе-магазина-музея.

На фортепиано посредине установлен каминный комплект – канделябры и часы «Ангелы и сатиры» работы итальянского мастера Рикардо Борсини. Сверху на стене – столовые часы «Триумф».

Фортепиано и часы

Рядом - буфет красного дерева работы польских мастеров начала ХХ века. На буфете кабинетные часы Юнгханс обладают ртутным маятником. Песочные часы отмеряют пол часа. И здесь – тоже часы. Первыми установлены музейные кабинетные часы «ОРЕЛ» с оригинальным четвертным боем, Австрия, 1860 год. Посередине - коллекционные часы с механизмом катящегося шара «КОНГРИВ». Я бы назвала их жемчужиной музейной коллекции кафе. Помимо того, что часы сами по себе уникальны и интересны, и нам посчастливилось наблюдать за их работой (а их «запускают» не каждый день), они ещё и принадлежали владельцу этого дома одному из братьев Гельблу - Йосю-Зинделю. Созданы часы в Англии в 1903 году.

Ну и замыкают ряд часов изготовленные из чёрного мрамора французские каминные часы «Кавалер и дама». Французскую тематику продолжает установленная чуть выше бронзовая статуя Жанны д’Арк. «Орлеанская дева» изображена на коне, дата изготовления «памятника» - конец XIX века.

Буфет собственной персоной

Впечатлившие меня часы «КОНГРИВ» - по желобкам перекатывается шарик, работая в качестве маятника

Впритык к буфету расположена музейная витрина. Как огромная стеклянная шкатулка, она наполнена всякими забавными, милыми и интересными штучками. На одной из полок - чайная посуда из разных материалов – меди, латуни, бронзы. На полочке выше можно найти английскую посеребренную шкатулку для драгоценностей. Множество фарфоровых статуэток ручной работы конца XIX века. Есть французские часы с эмалями в виде кареты, а мне чем-то понравился кабанчик из бронзы для вытирания канцелярских перьев.

Музейная витрина

Не забываем – перед приёмом пищи необходимо вымыть руки. Как раз рядом с буфетом и можно найти проход-коридор к вешалке-гардеробной и к туалетной комнате. И, как это ни удивительно, здесь экспозиция имеет продолжение! В «уборной» мы видим будуарное зеркало конца XIX века и образцы денег царской эпохи номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей.

Ну а к одним из самых интересных экспонатов кафе-музея можно отнести часы, «идущие назад», расположенные здесь же в туалете. На часах есть надпись на немецком языке: «Иногда всё идёт не так». На самом деле часы конечно же назад не идут, просто их циферблат симметрично отзеркален, и стрелка движется в другом направлении.

Часы с «неправильным» циферблатом

Отведав ароматного кофе бросаем взгляд вокруг ещё раз. Замечаем, что на стене висит не просто картина, это также и часы – они умело встроены в нарисованную башню. Это работа современного художника Михаила Петровича Куцак, и изображена здесь Винница образца 1914 года. В этой работе великолепно всё: исполнение, идея с действующими часами, и удивительно точное поэтичное название - «Осенний сон золотой провинции». Немного ниже картины прикреплено фото, на нём заснят завсегдатай магазина Заваркина "действительный статский советник товарищ председателя винницкого окружного суда Павел Игнатьевич Проскуро-Сущинский".

«Осенний сон золотой провинции»

На другой стене расположены часы с кукушкой мастерской «Сыновья Антона Шнайдера», они созданы в Германии в 2010 году, ручная работа. Первые часы с кукушкой были разработаны в 1737 году часовщиком Францем Кеттерером в городе Шёнвальд в Шварцвальде. Система кукования кукушки и часовой механизм сохранились до сегодняшнего дня.

Признаюсь, ждала двенадцати часов дня, чтобы лицезреть движение фигурок. Фигурки действительно немного двигаются, но совершенно не впечатлили, поэтому на ожидание не стоит тратить время.

Часы с кукушкой. Люблю!

Напоследок можно полистать оригинальную подшивку газеты «НИВА» за 1911 год и ознакомиться с новостями более чем столетней давности.

«НИВА». Почитать – более чем любопытно!

Снова тренькает звоночек – это мы уже у двери. Покидаем кафе с приятным ощущением послевкусия! К слову, в Виннице существовал двойник кафе «Пан Заваркин и сын» - аналогичное заведение по адресу Келецкая, 118. Не знаю, как так получилось – то ли это был филиал, то ли временное помещение, пока в основном шёл ремонт – история об этом умалчивает. В любом случае на данный момент оно имеет статус «Закрыто навсегда». А в нынешнем доме братьев Гельблу также планируется ремонт – весь бывший доходный дом, которому уже более 120 лет, запланировано капитально освежить. После же реставрации Александр Абрамчук хотел бы облагородить и внутренний дворик дома – установить небольшой фонтан, скульптуры львов. По неподтверждённым данным в доме братьев Гельблу останавливался однажды и выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем – хотелось бы прикрепить мемориальную доску и превратить дворик в центр еврейской культуры, малую Иерусалимку – по названию квартала, расположенного совсем недалеко отсюда, где в своё время проживали винницкие евреи. Очень хотелось бы, чтобы планы осуществились!

Ну а мы приедем проверить, и - в очередной раз получить удовольствие в «Пан Заваркин и сын»!

Немає коментарів:

Дописати коментар