понеділок, 3 лютого 2014 р.

Украинские Карпаты: СЛАВСКОЕ, апрель 2000 – март 2004

Самый-самый первый раз в Славском я побывала еще маленькой – лет в пять. Тогдашняя поездка в горы мне больше запомнилась случаем в поезде. Ехали мы в плацкартном вагоне, я на верхней полке, а мамина подруга - тоже на верхней полке, только в соседнем купе. Со словами «Хочешь молочка?», она начала передавать мне бумажный пакет-треугольничек (если кто-то ещё помнит о таких!). Молока я не хотела, зачем взяла – не знаю. Пакет был уже надрезан, естественно, я его слишком сильно придавила, и из отверстия вниз с высоты второй полки потекло молоко. Не просто так, а на голову дяденьки, сидящего внизу. Он наклонился вперёд и копошился в вещах, и белая жидкость полилась ему точно на лысину, а затем за шиворот. Пакет у меня отобрали, перед дяденькой извинились, но я еще долго переживала и сидела в углу задумчивая – опозорилась!
В ту поездку на лыжах я еще не каталась, хотя современные дети осваивают горные лыжи и в более раннем возрасте. Катался папа, а мы с мамой гуляли по окрестностям, наслаждались природой, фотографировались – до сих пор остались чёрно-белые снимки. Помню ужас поездки на кресельном подъемнике: всё вокруг казалось таким огромным – горы и смереки! А земля внизу где-то очень далеко. Cиденья маленькие, мама держит меня на руках, приговаривая: «Не болтай ногами! Свалишься!». Потом она призналась, что ей тоже было страшно. Как-никак ехать около двадцати минут - длина кресельного подъёмника, который поднимает на самую вершину горы Тростян, составляет 2750 метров.
Впервые в Славском

Поэтому когда в апреле 2000 года я приехала уже взрослой сюда кататься первый раз на горных лыжах, мама вздыхала: «На креселке не едь! Лучше на машине!». Действительно, из поселка до бугельных подъемников курсируют местные вездеходы: ГАЗы и грузовички с цепями на колесах. Но эти поездки по весенним дорогам произвели на меня более экстремальное впечатление, чем кресельный подъемник. В это время года с гор стекают весёленькие журчащие ручьи, которые во льду и глине проделали глубокие борозды. Глянув впервые на так сказать дорогу, я сделала вывод – проехать невозможно! Но водитель думал иначе – когда мы забрались внутрь, он упорно продолжил карабкаться вверх. Грузовик кренило то в одну сторону, то в другую, он жалобно кряхтел, на меня падали чьи-то лыжи, периодически я ударялась обо что-то головой, и в итоге мы таки слегка съехали в кювет.
Едва отдышавшись от езды на машине, я уже стояла перед новым испытанием - мне предстоял первый в жизни подъем на бугельном подъёмнике. Для новичка тоже, прям скажем, не абы что! Долгое время еще я не могла понять, как вообще на нем можно выехать. В итоге, когда я оказалась на вершине, я была уже дико уставшей слегка шокированной. Ножки трусились. Вылезти на гору оказалось не так просто, как я думала, и я стояла слегка озадаченная – надо ли мне оно, и вообще, зачем все так рискуют здоровьем, осуществляя такой дикий подъём?
Ну а теперь мне предстоял спуск! Папа уехал, прокричав: «Давай быстрее! А то холодно!». А я, стоя на высоте 1232 метра (именно такая высота горы Тростян), боялась пошевелиться: взгляд вниз вызывал оторопь. Наклон любой крутизны вселял ужас, останавливаться получалось только об кого-то или что-то. Можно представить, каким был для меня этот первый спуск. К тому же весна, снег местами счесан до земли, проглядывают корни деревьев и небольшие елки. Я падала, вставала, съезжала на попе, цеплялась о корни, сходила боком, но в итоге  - спустилась! Мама меня встречала, как победителя марафонской дистанции, я и сама чувствовала себя чемпионом! Съезжала больше часа (для сравнения, через год эту трассу я уже преодолевала за 15 минут). 
Но в этот свой первый ужасный спуск я поняла, ради чего сюда едут! Ради чего трясутся ночь в поезде, живут иногда в более чем скромных условиях (мы один раз поселились в вагончиках) – это так здорово, кататься на лыжах!
Закат в горах - неописуемо красивое зрелище!

К тому же снежной зимой с дорогой здесь всё в порядке – автомобили разъезжаются совершенно нормально, подниматься на бугельном подъемнике по накатанной лыжне легко, а спускаться по снегу – настоящая сказка! Поэтому для начинающих рекомендую «становиться» на лыжи всё-таки в «правильный» сезон – весной условия для катания значительно «экстремальней».
Славское, на вершине горы Тростян

С тех пор мы начали каждый год выбираться в горы, папа даже несколько раз за сезон успевает покататься на лыжах (мне такое «счастье» выпало лишь однажды – в 2003 году я побывала здесь в январе, а затем ещё раз через месяц). Славское надолго стало нашим любимым курортом – в период с 2000 по 2004 годы я побывала здесь 6 раз (позже я сменила работу, и даже на день-два вырваться сюда стало большой проблемой).
На склоне Тростяна

Добираться в Славское удобно и просто, и в этом заключается главное преимущество курорта – прямо в посёлке есть железнодорожная станция. Жильё можно подобрать по любой ценовой политике – от проживания по «студенческому» типу целой толпой в деревянной избушке до элитного коттеджа. Помимо Тростяна для катания в посёлке (или же чуть дальше) оборудованы горы Политехник (для начинающих), Погар, Менчил, Кремень и Высокий Верх (или, как её ещё называют Захар Беркут). Но я не на одной из них не была – всегда катались только на Тростяне.
Центральный бугельный подъёмник

Подъёмники Тростяна позволяют съезжать практически во все стороны - запад, юг, и север, и спуски так и носят название в зависимости от стороны света.
Со временем на горе даже появился ратрак, сглаживающий знаменитые начесанные лыжниками бугры, которые мне так мешали поначалу – ближе к вечеру машина начинает ползать по склонам и выполнять свою работу.
Благодаря всему этому Славское с 70-х годов стало самым популярным украинским горнолыжным курортом. А первый пик популярности пришёлся ещё на 30-е года ХХ века – в 20-х здесь проложили первые подъёмники на горах Погар и Ильза. Подъёмники приводились в движение лошадьми – несколько животных крутили ворот, с помощью которого вверх поднимались сани, закреплённые к тросу.
Из популярности курорта следует и его недостаток – перегруженность людьми, и в очереди на подъемник в выходной день можно провести больше часа. Но всё равно нам здесь нравится! В каждый сезон мы находим для себя что-то новое – излюбленные трассы, любимые «перекусочные» кафешки, места для привала. А окружающая природа каждый день дарит новый пейзаж, к которому невозможно привыкнуть и невозможно им насладиться!
Пейзаж

А ещё в Славском однажды я впервые прыгнула с трамплина! Конечно же, не настоящего (тут нет спортивных трамплинов), но всё-таки и не маленького – высотой 3-4 метра. На склонах горы здесь часто делают насыпные снежные трамплинчики для секции маленьких прыгунов. Вот с такого трамплина я однажды съехала. Было это так – наша вся компания чересчур долго заседелась в кафе, и брат Дима предложил покататься самим, но с условием: «Раз ты едешь со мной, должна будешь прыгнуть с трамплина!». «Да запросто!», - ответила я, и мы подъехали к точке старта. Абсолютно не задумываясь о последствиях и вообще о том, как осуществляются прыжки, я смело оттолкнулась палками и понеслась вниз. И вот в определённый момент трамплин меня «выплюнул» - мои руки и ноги хаотично разлетелись, я ими беспорядочно замахала в воздухе, и глаза при этом полезли на лоб! Я не упала – в последний миг, сгруппировавшись, таки приземлилась на обе лыжи и коряво отъехала в сторону. Но остроту момента помню до сих пор - больше я никогда, никогда не буду «вестись» на предложения прыгнуть с трамплина.
Дима начинает спуск

И это правильная позиция - здесь шутить нельзя, если не уверен в своих силах, лучше не рисковать. Не зря с первого дня в горах я задумалась о безопасности. Кроме удовольствия и положительных эмоций от катания, горные лыжи – это еще и опасный вид спорта. В активе нашей семьи две травмы: в разных поездках папа и Саша получили переломы рук при неудачных падениях. Хорошо, что переломы были легкой степени тяжести – только в Киеве после рентгена стало понятно, что это не ушибы, и были наложены гипсы. Поэтому однажды после очередной поездки по приезду в Киев Саша с папой молча сразу же отправились к травматологу (папа снова неудачно упал на руку, а Саша на ребро) – для них, наученных горьким опытом, поход к врачу после гор уже стал установившейся традицией. К счастью, в этот раз всё обошлось.
Кстати, одна наша знакомая боялась даже становиться на лыжи – в результате сломала ключицу, катаясь на санках.
Хвастаюсь прокатными лыжами

Не только травмами опасны горы – здесь может случиться все что угодно! С Геной приключилась другая история – упал под елку. Звучит смешно, но на самом деле выбраться оттуда достаточно проблематично.  Когда метёт снег, он в буквальном смысле слова укутывает ели снежным покрывалом. У ствола образуется полое пространство, своеобразный домик – нижние лапы составляют крышу, и сверху корка из снега. В эту нишу вниз головой провалился Гена. Голова, туловище и руки внутри, а ноги торчат снаружи. Со стороны это выглядит так: из сугроба у подножия ели торчат лыжи. А человека не видно! И сделать он ничего не может, находится практически в парализованном состоянии – лыжи, торчащие в разные стороны, сковывают любое движение. В руках палки, попавший за шиворот и в рукава снег обжигает кожу, объемная спортивная одежда делает тело совсем неповоротливым: положение не из приятных. Гена побарахтался в такой позе и быстро понял - без посторонней помощи не обойтись. Голос из сугроба наружу практически не долетает, да и как узнать – есть ли кто-нибудь поблизости. Но Гене повезло, проезжающая мимо женщина услышала его призывы о помощи. Она отстегнула лыжи пострадавшему, и тогда Геннадий активно поработав руками, ногами и всем телом смог выбраться из снежной западни. А были шансы пролежать, пока не растает снег!
Если оказаться вниз головой под такой ёлкой, как видна на заднем плане - выбраться будет нелегко!

Не только на горе, но и в быту нужно быть очень внимательным и аккуратным. Мы один раз чуть не спалили домик: жарили охотничьи сосиски на ужин. На большом блюде тоненькие колбаски залили спиртом и подожгли. В один момент папе показалось мало жару, и он решил подлить спирт. Делать этого ни в коем случае нельзя! Огонь пошел вверх по струе, и вот уже у папы в руках пылает вся бутылочка! Папа дует на нее, пытаясь загасить, машет из стороны в сторону и бежит к выходу. Капли горящего спирта разлетаются по комнате, падают на различные предметы, и в итоге мы уже имеем несколько очагов возгорания! Хорошо, что в тот раз мы отдыхали большой компанией, каждый быстро сумел загасить кусочек пожара возле себя – ковралин, скамейку, стол, книжку.

Поэтому бдительность и осторожность, правила безопасности нужно соблюдать всегда.
А в остальном отдых в горах – это наслаждение! Бесконечно можно смотреть на горы, так же как на водную и огненную стихии, горами невозможно налюбоваться, невозможно надышаться этим пьянящим воздухом. Не зря количество поклонников горных лыж растет с каждым годом в геометрической прогрессии.
Перекусывать и пить чай на склоне горы иногда приходится вот в таких примитивных шалашиках, но зато - вкуснее не бывает!

Сам поселок Славское так же очень приятный. Находится в горах на высоте 501 метр над уровнем моря. В посёлке достаточно развитая инфраструктура.
На обратном пути перед поездом иногда остается свободное время, и мы с удовольствием делаем по Славскому небольшую прогулку. Проходим мимо симпатичных домиков с характерными карпатскими крышами, подходим к речке, и обязательно бросаем в быструю воду пару монеток – чтобы вернуться!
Со своим инвентарём! До встречи, Славское!
 

Немає коментарів:

Дописати коментар