пʼятницю, 7 лютого 2014 р.

Мой первая поездка заграницу: ВАРШАВА, август 1992

Впервые я увидела Варшаву в августе 1992 года. То был смутный период, когда бывший советский народ, обалдевший от развала Союза, массово превратился в бизнесменов челночного типа. Все – от рабочих до интеллигенции – ринулись в поисках товара и встали дружно в ряд к прилавку на рынке. Не прошла мимо этот жизненный этап и наша семья – разок и мы с мамой приобщились к торговле, съездив в Варшаву, страшно сказать, вот уже более 20 лет назад! За этот период многое стерлось из памяти, но общие впечатления остались. А они были достаточно сильными, ведь Варшава – первый город за пределами Родины, который я посетила в своей жизни. «Железный занавес» только открылся, и Польша для многих стала воротами в заграничную жизнь – сюда регулярно стали метаться за товаром новоявленные бизнесмены.
Мне же в первую очередь хотелось увидеть, какая она – заграница! Всё сравнить, пощупать, потрогать! В поезде ночью я не спала – всё смотрела на смену колес. И искала ту незримую черту, за которой всё начинается по другому – другие люди, другой язык, обычаи и традиции. Даже было небольшое разочарование, когда обнаружилось, что земля, трава, деревья и небо - такие же, как у нас!
Панорама Варшавы и Вислы

И вот наш поезд прибывает на варшавский перрон. Железнодорожный вокзал меня потряс! Я никогда не любила все эти рельсы со шпалами, и считала, что они очень портят вид любого города, но без них никак нельзя, и только этот факт оправдывал их существование. Оказалось же – существует компромисс! Дорога для поездов в Варшаве проходит под землёй – и это супергениально. По ступенькам и эскалаторам мы поднялись наверх и сразу же оказались в центре города. Наверное, в ту поездку именно это мне больше всего и понравилось в Варшаве – её удобство и продуманность. «Всё для народа» - и это именно так.
Центр города - современные небоскрёбы соседствуют с железнодорожным вокзалом (вокзал на фото - крайний справа)

Поднявшись, осматриваемся вокруг. Первый раз за границей самим всё-таки страшновато. Какие тут правила, нравы, порядки? На трамвайной остановке даже одолела ностальгия – захотелось домой, едва приехав. Вероятно поэтому при попытке надеть тяжеленный рюкзак с барахлом я потерпела полное фиаско – он меня перевесил! Я завалилась на спину, на этот самый рюкзак, чем развеселила пассажиров подъехавшего на остановку трамвайчика.
В трамвае выяснилось, что мы с мамой неправильно компостируем билеты – оказалось, нужно два раза – с двух сторон, нам это очень доходчиво втолковал дядька-контролёр.

Вот так с небольшими приключениями мы добрались до нашей давней знакомой тётушки Катажины, и на неделю поселились в её квартире. Недалеко находился небольшой рынок, на нём мы и проводили наши трудовые будни, распродавая всякий хлам: светильники, утюги, шахматы, распашонки и прочую дребедень. 
Дворец культуры и науки

А вечером ходили гулять. С каким восторгом я смотрела на светящуюся рекламу «Кока-колы» (у нас такого ещё не было) – тогда это казалось так красиво! Сейчас же рекламные плакаты и вывески я бы вообще запретила – часто они очень сильно портят «пейзаж».

Вид на Старый город Варшавы - панорама, открывающаяся со смотровой площадки Дворца культуры и науки

Историческую часть Варшавы мы выбрались посмотреть в последний день и очень быстро – гидом выступила тётя Катажина, которая ходить не умеет, только бегать. Разве что не летит она по улицам, и я едва успеваю не потерять её в толпе, куда уж там до достопримечательностей!

Для начала мы зачем-то заскочили на стадион (по-видимому, чтобы глянуть на торговцев - бывших наших конкурентов), а уж затем направились в Старый город. Пулей мы проскочили мимо Замковой площади, тётушка лишь небрежно махнула рукой в сторону самого Замка, и я позже в Киеве, глядя на фотографии площади, не могла узнать, бывала ли здесь. Затем входим (вбегаем!) непосредственно в Старый город и гуляем узкими улочками, вернее мчимся по ним.
И вот перерыв в нашей спринтерской прогулке – плюхаемся на площади Рынок за столиком кафе и уплетаем мороженое. До сих пор помню его божественный вкус! Мне почему-то досталось фиолетовое – то ли с ежевикой, то ли с черникой. И даже это для меня в диковинку – в Киеве пока можно полакомиться лишь белым пломбиром.
Замковая площадь, Королеврец и колонна Сигизмунда

После мороженого я слегка приободрилась и уже с оптимизмом посматриваю вокруг. Тем временем в узком проулке тётя объявляет: «Это – самая узкая улица Варшавы!». Помню, тогда я про себя удивилась: «Какая же это улица? Это самая обычная лестница!». Действительно, лестница, и даже называется эта улица именно так – Каменные ступеньки. Но зато как её любят варшавяне! Мы спускаемся по ней к Висле, и на этом тётя завершает свою экскурсию.
Каменные ступеньки

Вечером мы с мамой сели в поезд Варшава-Киев на уже ставшем родным вокзале, и «по-чух-чух-али» на Украину. И у меня уже не было пугающей скованности чужестранки, а ностальгия теперь мучила наоборот – по прибытию домой я сразу же заскучала по Польской столице. Фотографий из этой поездки у меня нет – к тому моменту «мыльницу» ещё приобрести не успела, а старенький «Киев» мы с мамой взять почему-то не догадались, поэтому иллюстрирую очерк Сашкиными фотографиями из поездки в 2004 году – тогда он побывал на конференции в городке Щитно, и свободный день посвятил Варшаве. А у меня на память о той неделе в Варшаве остался лишь кулон-подвеска в виде старинного телефона – подарок тёти Катажины. Со словами «дуже смишный телЕфон» она вручила мне этот раритет. Связь с тётей мы постепенно утратили, и теперь я даже не знаю, как там у неё дела.
Саша на Королевском тракте изучает карту


Вот таким быстрым и, возможно, несколько скомканным было моё первое знакомство с Варшавой. Но за время нашей в буквальном смысле слова беглой экскурсии по городу с тётей Катажиной я успела сделать самое главное – полюбить Варшаву.  И именно тогда зародилась моя мечта (вернее, одна из многих мечтаний) - исходить столицу Польши вдоль и поперёк, может быть, как никакой другой город. И моя мечта осуществилась – больше чем через 20 лет, но осуществилась! Может быть, главное в этой жизни – мечтать?

Немає коментарів:

Дописати коментар