пʼятницю, 21 лютого 2014 р.

Парк Александрия: БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ, апрель 2004, май 2010

На экскурсию в парк Александрия в городе Белая Церковь мы собирались не просто долго, а очень долго. Еще в 2001 году, съездив в Умань, мы условились о поездке сюда. И вот прошло каких-то пару лет, и в одну из суббот мы небольшой компанией в составе из четырёх человек собрались на весеннюю прогулку. Мы – это я, Саша, и наши друзья Игорь и Света.
Так давно собираясь в поездку, мы, тем не менее, умудрились совершить две крупных стратегических ошибки. Первая – с утра мы не особенно торопились, рассчитывая на относительную близость парка к Киеву, ведь Белая Церковь находится приблизительно в 80 километрах от нашего дома. Близко-то близко, но мы не ожидали масштабов предстоящей прогулки - территория Александрии очень большая, 297 гектар, ведь самый большой дендропарк Украины (на Украине есть парки, имеющие площадь больше, но они не являются дендропарками). Поэтому всё-всё-всё осмотреть мы не успели, ведь выехали аж около половины двенадцатого.
Поездка в машине прошла быстро и оживленно, в дружеской беседе. По дороге я усиленно вертела головой направо и налево: редко выезжаем дальше дачи, поэтому для меня окрестности новые и интересные.

Парк нашли быстро: Белая Церковь – город небольшой, и обнаружить Александрию не составило труда.

Главный вход в парк – это красивые старинные ворота, в две массивные колонны которых вмонтированы бюсты великих поэтов Шевченко и Пушкина, ведь они оба (в разное время) посетили это удивительное место. Въездные ворота, как и многие другие сооружения парка, являются восстановленными заново, потому как во время гражданской войны здесь было разрушено практически всё. Только в 1950 году началась реконструкция объектов парка и продолжалась вплоть до 90-х годов. Главные ворота, как и всё предстоящее нам увидеть, были воссозданы в 1957 году под руководством Д.М.Криворучко – благодаря этому человеку парк начал свою вторую жизнь, а не превратился в зарастающие чащи.
Главный вход в парк

А мы, тем временем, рассматриваем припаркованную у входа машину с нацепленными сверху двумя кольцами – предвкушаем увидеть свадьбу!
Покупаем входные билеты по смешной цене 1 гривна (на момент 2010 года, когда мы приехали сюда второй раз, цена доросла уже до 6 гривен с человека, но по прежнему является весьма условной за возможность насладиться великолепными пейзажами).

Приобретаем и Генеральный план парка, сразу же  пытаемся по нему сориентироваться – аллеи раскинулись веером, с какой начать прогулку? Подробно вникать в суть карты не стали, и тем самым совершаем вторую ошибку – мы пошли не туда. Получилось это так: я выбрала две самые крупные достопримечательности, некие Мур и Дидинец, и настояла на первоочередном посещении именно их. Как оказалось впоследствии, мой выбор был крайне неудачным. Дидинцом, который меня так привлек, когда-то назывался комплекс жилых помещений князей Браницких (владельцев Алекандрии), разрушенный еще в 1918 году солдатами и крестьянами, и при Советской власти окончательно разобранный на кирпичи. Его так и не восстановили, и при нас Дидинец представляет из себя остовы фундамента, едва выступающие из земли (мы их заметили совершенно случайно, рассматривая занятные корни деревьев). (Сейчас в 2010 году  уже начались восстановительные работы, по крайней мере, мы издали видели какое-то сооружающееся здание приблизительно на этом месте.) А Мур (буквальный перевод «Стена») – это сад, огороженный кирпичной стеной для защиты теплолюбивых растений от холодных ветров. Его периметр – 279 на 135 метров, вот он меня и привлек габаритами! Пришлось признать - экскурсовод из меня не удался.

Итак, внимание всем! Не повторяйте наших ошибок: выезжайте пораньше, и на развилке в парке идите сразу же налево! Мы, как порядочные, пошли по правой Главной аллее, и вот такое у нас получилось длительное начало экскурсии. Ведь мы проделали путь по периметру трёх сторон парка, а самое красивое оказалось левее. Позже, конечно, мы осмотрели все красоты, но были уже уставшие.

Тем не менее, с самого начала прогулки мы всё равно получали огромное удовольствие, ведь после долгой зимы радует глаз всё - высокие деревья с едва распустившейся листвой, салатовая трава, лесные цветы, переливы птиц, свежий воздух, и долгожданное тепло. Но всё-таки долго удивлялись, что ничего необычного в парке нет – тогда мы ещё не знали, какой громадный делаем крюк. В тот момент у меня даже зародились сомненья, стоило ли сюда ехать - ведь предупреждали знакомые, что парк давно заброшен и неухожен. И когда мы увидели груду огромных камней, вот уж обрадовались – наконец нашли первую достопримечательность! Валуны с восторгом облазили, но ещё не сориентировались, что это действительно была достопримечательность – всё, что осталось от композиции «Варна», памятника, сооруженного в 1829 году в честь взятия русскими войсками крепости Варна (в той войне участвовали сын и зять графа Браницкого). Когда-то «Варна» представляла собой композицию из камней на острове, окруженном рвом, вершину группы камней украшала скульптура молочницы. Совсем недавно, уже после нашего посещения, композиция была отреставрирована, и теперь посетители парка могут видеть восстановленную скульптуру – девушку, прилепленную на камни. (Поскольку во второе наше посещение мы, наученные горьким опытом, в эту часть парка заходить не стали вообще, восстановленную Варну не увидели).

Продолжаем путь, и после долгих скитаний неожиданно выходим к длинному зданию, перед которым разбита красивая клумба. Сверяемся по карте, и обнаруживаем, что находимся у дирекции. Это строение единственное, сумевшее пережить все беды и разрушения  гражданской и Великой Отечественной войн, при Браницких это был Домик садовника, а с 1946 года в нём расположилась администрация парка. Здесь же находится и музей – от его посещения гордо отказываемся, а ведь могли бы и послушать что-нибудь интересное. Но, с другой стороны, тогда бы мы точно не успели ничего посмотреть, ведь общая протяженность дорожек парка составляет около 20 километров!

Снова достаём свой Генеральный план, но в руки мне его уже никто не даёт - не доверяют. И в этот момент замечаем долгожданную свадьбу – невеста вся сияет в белом платье, вокруг снуют нарядные гости. Набираемся смелости, и обращаемся к свадебному фотографу с просьбой указать нам, наконец, правильное направление. К удивлению, и фотограф, и кинооператор живо откликнулись на нашу просьбу, забросили видео и фотосъемку, и с увлечением принялись, перебивая друг друга, посвящать нас в исторический экскурс. Минут через пять-семь мы тонко намекнули, что неудобно задерживать жениха с невестой и гостями, и тогда операторы предлагают нам следовать с ними. Так мы оказались приглашенными на свадьбу - дружно встраиваемся в ряды гостей и в шутку строим планы на вечернее застолье.
Между тем места начинаются очень красивые: появляются небольшие озера, соединенные между собой водопадами! А Саша переживал, что не будет водоемов, да тут их пруд пруди!

И вот подходим к одному из самых красивых мест – Китайскому мостику. Выглядит он в виде беседки с крышей в форме пагоды, вход украшен бронзовыми фигурками китайского мудреца и китаянки под зонтиками. Именно эти фигурки я видела на снимках в журнале, и теперь замерла от восторга – как на меня, так самое главное место парка мы уже нашли!
Китайский мостик

Мостик восстановлен в 1957-м, а скульптуры установлены не так давно – в начале 90-х годов.
Тем временем невеста предлагает Свете сфотографироваться вместе с ней, а фотограф с кинооператором дают нам подробные разъяснения, какую правильно занять позицию, чтобы получились хорошие снимки. По теории освещения, фотографироваться вынуждены чуть ли не со спинами скульптур – именно так в данный момент светит солнце. Но я хочу в фас, и в итоге дома получаю соответствующий результат – слишком резкие тени, фотограф всё-таки был прав!
Саша с китайским мандарином

Позже, подписывая фото в альбоме, я почему–то вместо словосочетания «Китайский мостик» подписала «Турецкий мостик». Ошибку заметила только через пару месяцев. Но, в общем-то, в моей описке ничего удивительного нет, ведь в парке есть и другая достопримечательность - Турецкий домик. В его стены вмонтированы мраморные плиты с турецкими надписями, привезенные с турецкой войны после взятия фортеции Варна – надписи прославляли величие шаха Махмуда Хага Гаци, который построил эту крепость.

Но мы не уделили должного внимания домику, а прошли мимо – к арочному мостику, и теперь фотографируемся на фоне водопада Черепахи (он выглядит, будто из огромного панциря выглядывает голова животного). Возле мостика Света замечает целующуюся парочку и громко комментирует увиденное, но влюбленным это абсолютно не мешает.

На острове Золотой колос устраиваем перекус. С места нашего привала открывается замечательный вид на реку Рось, на берегу которой расположен парк. Сразу же захотелось поплавать и позагорать.
На этом же острове находится памятная колонна, созданная в 1865 году – дань уважения садовнику (так скромно когда-то величали ландшафтного дизайнера!) Августу Энсу, который ухаживал за парком более 50 лет. В период создания парка несколько известных архитекторов - паркостроителей поочередно воплощали свои идеи в жизнь, но окончательный вид Александрия приобрела именно при Энсе.

Продолжаем путешествие. Долго лазим вокруг Руин – сооружения, имитирующего развалины старинного дворца и одновременно служащего небольшой плотиной, перегораживающей Купальное озеро. Из стены вытекает водопад – романтично и красиво.
Вид на Руины

Вода всегда завораживает, ведь, как известно, на неё можно смотреть бесконечно. И воды в парке предостаточно, к некоторым озерам мы даже не успели подойти, это дальние озера Русалка и Водяной – так они были названы в честь произведений Леси Украинки, поскольку одно время была попытка связать Александрию с творчеством этой писательницы. А озеро Поповича названо в честь лётчика-космонавта. Вся сеть озер соединена между собой шлюзами.

Мы же фотографируемся у Большого водопада и гуляем вдоль Зеркального озера – в нём плавает пара больших белых лебедей, а обрывистый берег украшает беседка. Малый водопад образуется за счет перепада высот между Холодным и Купальным озёрами.

Сделав круг, обнаруживаем скульптуру Гладиатора, и долго примеряемся, с какой стороны с ним сфотографироваться. В итоге я выбираю фас, а Света – противоположную сторону.
Гладиатор

Вообще при хозяевах в парке и в жилых помещениях было очень много скульптур, но во время гражданской войны уничтожилось всё. И это не смотря на то, что некоторые произведения искусства были уникальными, например скульптура Венеры Капитолийской и некоторые другие были итальянскими копиями античных, их заказал Наполеон для Версаля и Фонтебло, но после окончания Первой мировой войны их приобрела Александра Браницкая. Из всей огромной коллекции скульптур оригиналов сохранилось всего 16, сейчас они находятся в музее.
При реконструкции парка руководство решило задачу восстановления скульптур необычным образом – новые парковые скульптуры имеют тоже название, что и прежние, но не являются их копиями, и даже установлены на иных местах.

У нас уже начинает чувствоваться усталость, ведь парк огромный, нам пришлось прилично походить вверх-вниз – перепад высот составляет 27 метров.
Вскоре оказываемся на Большой поляне, и устраиваемся на раскидистом дереве на привал - наблюдаем за огромным количеством свадебных пар. А мы надеялись хотя бы одну увидеть, а теперь – «смотри - не хочу»! На зеленом поле кружатся белые колокольчики платьев. Видеосъёмки проходят по одинаковому сценарию: у невесты на ладони жених лихо отплясывает гопак, затем невеста накрывает его букетом и сдувает с руки. Или же наоборот, на руке жениха танцует невеста. Сейчас уже по Большой поляне ходить запрещено – видимо, свадебные табуны мощно её вытаптывали.

Где-то здесь на поляне есть и родовое дерево Браницких – сосна с четырьмя стволами. А самое большое дерево в парке – чёрный тополь возле скульптуры Дианы, его диаметр достигает больше 2 метров.

В парк приезжали многие известные люди, были здесь и некоторые декабристы, поэтому недалеко от Большой поляны в 1992 году был установлен необычный памятник – лавочка декабристов.
Лавочка декабристов

Большая поляна действительно большая, её площадь – 10 гектар. Преодолев её по диаметру, оказываемся у колоннады Луна (так по-украински звучит «Эхо») – это полукруглая галерея, при владельцах служившая своеобразной выставкой скульптур и ваз. Говорят, если прошептать слово в одном конце колоннады, в другом будет его отчётливо слышно. Когда-то в галерее играл оркестр, и акустические способности колоннады разносили звуки музыки по всему парку.
Колоннада Эхо - Луна

Но мы проверять эффект Эхо поленились, а дружно уселись на свободную лавочку – наши привалы становятся всё чаще. И снова здесь свадьбы, женихи, невесты, гости, цветы и шампанское. «Откуда их столько?», - вопрошает Саша. «Я закрываю глаза, и у меня перед глазами невесты скачут! Кажется, у меня паранойя начинается!», - удивляется Света. «Да, невест здесь, как грязи!» - прямолинейно заявляет Игорь. Только теперь понимаем, почему фотографы нам уделяли так много внимания – им хотелось поговорить с «обычными» людьми, не с торжества.

Тем временем я объявляю наши дальнейшие действия: «У нас по плану достопримечательности № 43 и № 47!». «Может, уже не надо?...», - слышу вялое сопротивление. «Разговорчики в строю!», - не даю расслабиться я, и мы отправляемся к Палиевой горе. Идти пришлось достаточно долго, зато по дороге мы нашли круглую альтанку, и в конечном итоге были вознаграждены потрясающим видом на реку Рось. В этом уголке парка с 1702 года сохранились валы и рвы лагеря казаков, боровшихся против польской шляхты. Предводителем казаков был Семён Палий, отсюда и название холма.
Палиева гора

Отдохнув на горе, начинаем выбирать маршрут к выходу. «Если пойдем по этой дороге, пропустим достопримечательности № 14 и 15», - заявляю я. «Фиг с ними!» - стройным гулом доносится до моих ушей. Спорить у меня нет сил, я вяло сдаюсь, и мы идем к машине почти что самой короткой дорогой. Но я всё-таки уговариваю подойти к колонне Пеликана (или, как её ещё называют, колонне Грусти) – когда-то колонну венчала скульптура этой птицы, кормящей птенцов, скульптура символизирует заботу родителей о детях. Мы застаем вершину колонны сколотой, но на более свежих фотографиях посетителей парка из Интернета можно видеть уже восстановленную скульптуру, белый пузатый пеликан снова венчает колонну. Меня это очень обрадовало, значит, о парке не забывают, его реконструкция продолжается.

Но, к сожаленью, не дремлют и варвары – по-другому некоторых людей не назовешь. Во время нашего посещения скульптура охотницы Дианы была с оленёнком, а во второй раз мы застали просто одинокую Диану, от оленя остались «рожки да ножки» - его спилили. Вернее, наоборот, первыми исчезли как раз «рожки и ножки» - скульптуру пилили поэтапно, вначале я нашла фото оленя без копытца и рогов, а после он исчез уже целиком. Периодически издеваются и над китайцами – у мудреца спилили ручку зонтика. Зачем? Я понимаю, что куски скульптур сдали на драгметаллы, что людям, может, не хватает денег на лишнюю бутылку, но всё равно не понимаю – Зачем? Вроде бы на дворе XXI век, а такое впечатление, что всё тот же 1918 год…
Ноги Дианы (она пока ещё есть целиком) и всё, что осталось от лани

Не смотря на то, что постепенно начинает смеркаться, мы ещё успеваем заглянуть и к Ротонде в виде гигантской раковины – полукруглому сооружению высотой 10, 5 и шириной 9 метров. Когда-то в ней был установлен бюст светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина, а некоторые источники указывают, что и императрицы Екатерины II, но на старинных фотографиях отчетливо видна одна скульптура. Сейчас бюсты находятся в музее.
Как и многие другие сооружения в парке, Ротонда создавались «по образу и подобию» - в Петербуржских садах можно встретить нечто подобное и этой парковой постройке, и колоннаде Эхо, и скульптурам Дианы и Аполлона.
Ротонда. Во время нашего первого посещения она была розового цвета, сейчас после косметического ремонта она сияет белизной, а колоннада «Эхо» из розовой превратилась в бледно-жёлтую. Сохранили свой цвет лишь въездные ворота – и шесть лет назад, и сейчас они коралловые.

И вот, наконец, снова загружаемся в наш Вольксваген Гольф и отчаливаем в обратный путь. Уставшие и довольные, мы со Светой быстро засыпаем на заднем сидении – на разговоры сил нет.

Теперь можно подвести итог поездки – успели посмотреть многое, но далеко не всё. Например, пропустили источник Лев с чугунными изображениями царя зверей. И не видели скульптуру Аполлона, Малую поляну, лавочку декабристов, да много ещё чего интересного можно найти в парке (всё это мы обошли во вторую нашу поездку).
Пропущенная нами в первой поездке колонна

И, конечно же, интереснее бродить по парку, зная его историю, а я принялась за изучение брошюр уже дома. И вот что узнала.

Территория, на которой расположился парк, была подарена Коронному гетьману Речи Посполитой Францишеку Ксаверию Браницкому в 1774 году  королем Польши Станиславом Августом Понятовским за помощь в подавлении крестьянского восстания. Восстание против польских угнетателей вспыхнуло в 1768 году под предводительством Максима Зализняка, в итоге было подавлено и Зализняк сослан в Сибирь, а площадь территории, полученной Браницким за это в подарок, составила 437 тысяч гектар вместе с 134 селами и хуторами.
В 1781 году Ксаверий в возрасте 51 года женился на 27-летней Александре Васильевне Энгельгардт, и уже через пару лет у графини зародилась идея парка, ведь сюда супруги приезжали в летнее время, а иметь дворец в окружении изысканно озеленённой территории в те времена было модно. Создаваться Александрия начала в 1790-х годах (точную дату назвать сложно, в источниках указываются разные года) при самом активном и непосредственном участии хозяйки Александры Васильевны. Графиню очень увлекала посадка растений, она выписывала в парк деревья и кустарники даже с других континентов. При этом территория парка была огорожена только небольшим рвом.

По некоторым источникам именно от имени владелицы и называется парк Александрией, другие источники указывают, что парк носит своё название в честь императора Александра I, который так же бывал здесь.

Проживали Браницкие в комплексе жилых сооружений, который назывался Дидинец, и главным зданием в нем, исполняющим роль дворца, была Аустерия. Это здание по первоначальному замыслу должно было стать гостиницей, но когда графиня начала создавать парк, отель превратили в жилое помещение – Александра Васильевна не интересовалась строительством, и более достойного жилья сооружать не стала, даже вывеска «Аустерия» так и осталась на фасаде здания. Перед входом в Аустерию находилась клумба, на которую летом выставляли большую пальму в кадке. Всё это было уничтожено вместе с редкими произведениями искусства в 1918 году.

Всего три поколения подряд Браницких владело Александрией, таким образом, хозяев парк не менял. Наследники Браницких до сих пор проживают в Европе.
Не располагая этими краткими историческими сведениями во время прогулки, мы, в общем-то, ничего не потеряли – и без них можно с уверенностью сказать, что парк нам всем очень понравился!!! И мы обязательно приедем сюда еще, полюбоваться осенними пейзажами, или даже зимними. Тем более, уже знаем, в каком направлении лучше двигаться, а к Муру точно не пойдем!
Вид на Рось из парка

P.S. Как я уже упоминала, в мае 2010 года мы осуществили свои намерения и приехали сюда повторно. Постарались исправить ошибки - сразу же пошли по левой аллее, с большим удовольствием прогулялись по уже осмотренным местам и подошли к тем, которые не успели посмотреть прошлый раз.
И на этом не ограничимся – ведь здесь так приятно побродить тенистыми тропинками, которым нет числа! До встречи, Александрия!

Немає коментарів:

Дописати коментар