пʼятницю, 7 лютого 2014 р.

ЧЕНСТОХОВА, май 2003

Во время нашей турпоездки в Краков отдельный день был выделен для посещения Ченстоховы, вернее, Ченстоховского монастыря Ясна Гора. Сам город находится от Кракова на расстоянии примерно 170 километров, поэтому нам пришлось ехать по автостраде несколько часов, что оказалось достаточно изнурительно в жаркий майский день, в особенности с учётом того, что вся экскурсия в Польшу у нас всего лишь трёхдневная – уже следующей ночью нам предстоит длительный автобусный переезд домой на Украину. Причём, на беду, в автобусе сломался кондиционер, что подняло практически бунт среди наших туристов. Но, как оказалось позже, ехать сюда стоило даже в тяжёлых условиях.
Считается, что название города произошло от славянского имени Честох. Ченстохова расположена на реке Варта и впервые упоминается в 1220 году.
Автобус привёз нас сразу же к стенам монастыря, на большую парковку, поэтому сам город для нас «прошёл (вернее, проехал) мимо».

Вход в монастырь осуществляется через четверо ворот: дверь Любомирского, дверь Королевы Польши, дверь Скорбящей Божьей Матери и дверь Ягеллонов, через них мы и попадаем в обитель. Монастырь Ясна Гора расположен на известковом холме высотой 293 метра и занимает территорию 5 гектар. Он основан в 1382 году – именно тогда в Польшу из Венгрии были приглашены паулины – монахи католического ордена, основанного в XIII веке и названного так именем святого Павла Фивейского. А своё название «Ясна Гора» монастырь получил в честь главной на тот момент церкви ордена – храма святого Лаврентия на Ясной Горе в Буде.
Монастырь в плане представляет из себя квадрат с бастионами-«стрелочками» на углах, причём каждый из них имеет своё название: бастион св.Рокка, бастион св.Варвары, бастион св.Якова и бастион Пресвятой Троицы. С трёх сторон монастырь окружен парком «Крёстный путь», сооружённым в 1900-1913 годах по проекту Стефана Шиллера. Парк украшают 14 бронзовых памятника скульптора Поюса Велоньского, которые называют «остановками» - паломники начинают богомолье именно отсюда, переходя постепенно от одной скульптурной группы к другой.
Перед четвёртой же стеной раскинулось поле, на котором в праздники собираются тысячи паломников.
У одних из ворот входа в монастырь Ясна Гора. На заднем плане видна колокольня, на её «этаже» с аркадой расположена смотровая площадка

На территории монастыря нас встречает монах-экскурсовод в белом одеянии. Он снабжён аппаратурой – через его плечо переброшен ремень, на котором держится большой динамик – рассказ ведётся в микрофон, и с помощью усиливающего устройства-громкоговорителя вся группа может слушать «повесть временных лет» совершенно свободно, не сбиваясь в плотную кучу, как пингвины на Южном полюсе. Помогло, правда, мне это не очень – поляк пытается рассказывать на русском языке, к сожаленью, получается у него плоховато, и понимаю я примерно слово из предложения. Помучавшись пару минут, перестаю вслушиваться в невнятное бормотание (с восприятием иностранных языков у меня всегда были проблемы) и осматриваюсь по сторонам. Позже мы купили книгу о монастыре, тем самым компенсировав недостаток информации.

Начинаем осмотр с самого старого сооружения монастыря – Собора Святого Креста и Рождества Богородицы. Его строительство было начато в 1692 году, после того, как в 1690-м сгорела предыдущая базилика, выстроенная в готическом стиле. Завершён собор был в 1728 году. Интерьеры впечатляют своей пышностью и красотой, главный же алтарь в стиле барокко и вовсе изумителен. Он сооружен по эскизам Джакомо (Якова) Антонио Буццини в 1728 году и посвящён Взятию на небеса Пресвятой Девы Марии. Собор имеет 46 метров в длину, 21 в ширину и 29 метров в высоту. Орган собора современный – 1956 года, но его внешнее оформление представляет собой реконструкцию инструмента XVIII века.
И вот мы переходим в Капеллу Девы Марии – основную цель визита сюда тысяч и миллионов людей. Она была построена около XVI века, в 1644 году к ней было присоединено легкоузнаваемое трёхнефное сооружение в стиле барокко. С 1650 года и до сей поры в часовне хранится чудотворная икона Божьей Матери, из-за своего тёмного оттенка лика известная как «Чёрная мадонна» - именно к ней и стремятся все паломники. Икона является главной святыней страны - она не только прославилась всевозможными чудесами и исцелениями, а, помимо этого, однажды спасла всю Польшу. Случилось это в период войны со шведами - в 1655 году они захватили уже практически всю Речь Посполитую, и теперь вплотную подошли к Ченстохове и окружили монастырь. Однако приор (настоятель) Ясной Горы Августин Кордецкий решил защищать святое место, не смотря на то, что шведы уже считали Ченстохову своей и монастырь пренебрежительно именовали «курятником». В итоге 40 дней шла изнурительная борьба, и осаждённые (монахи, солдаты, дворяне) так яростно сражались, защищая святыню, что, несмотря на огромнейшее численное превосходство неприятеля (практически 10-кратное), смогли отстоять Ясну Гору.  Это подняло всплеск патриотического движения по всей Польше, и вскоре шведы были обращены в бегство. Тогда во Львове 1 апреля 1656 года король Ян Казимир торжественно провозгласил икону покровительницей страны. Герою же монаху-настоятелю Августину Кордецкому на территории монастыря установлен памятник, его именем названа одна из часовен монастыря, а урна с его прахом покоится в Часовне Божьей Матери. 
По легенде икона Ченстоховской Божьей Матери была написана в Назарете апостолом Лукой (одним из авторов Евангелия) на доске со стола из дома святого семейства, а в 326 году святая Елена в Иерусалиме получила её в дар и привезла в Константинополь.
Но действительность несколько отличается. По мнению искусствоведов, нынешняя икона, находящаяся в монастыре – копия древней византийской иконы, которая была утрачена во времена нашествия гуситов. Причём о периоде написания оригинала ведутся споры – различные специалисты затрагивают VI и IX-й века. Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович (тот самый, чьим именем назван Львов) перевёз икону в город Белз. Позже, когда Польша завоевала Галицко-Волынское княжество, уже польский князь Владислав Ополчик перенёс икону сюда, на Ясную Гору. Таким образом, оригинал иконы хранился в монастыре с 1382 года. К сожалению, 14 апреля 1430 года в день Пасхи монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, икона была разбита на три части, а на образ нанесены удары саблей. После случившегося икону пытались собрать воедино, она реставрировалась в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло, но, к сожалению, художники не смогли восстановить икону – наложенные поверху краски не держались и быстро сплывали (это происходило потому, что мастера поверх иконы писали темперными красками на образе, выполненном восковой техникой). В итоге художники соскребли с деревянной основы остатки первоначального письма и написали новую копию образа, при этом на Лике Божьей Матери намеренно резцом были обозначены шрамы – в память о свершившемся варварстве.
Икона имеет размер 122 на 82 сантиметра, относится к типу Одигитрия. В 1650 году она была помещена на красивейший алтарь из чёрного дерева и серебра и остаётся на нём до сих пор. Сама же икона закрыта серебряной панелью, созданной в 1673 году, эту завесу поднимают дважды в день. Старинный серебряный оклад – не единственное убранство иконы, периодически её «переодевают» попеременно в семь различных «одеяний», расшитых золотом, серебром и украшенных драгоценными камнями. Каждая риза имеет своё название – бриллиантовая, рубиновая, алмазная, коралловая, риза тысячелетия, и две ризы, выполненные по случаю 600-летия Ясной Горы.
Для туристов в капелле отгорожен специальный коридор, по которому нужно проходить, не останавливаясь – во избежание столпотворения, ведь посетителей и желающих взглянуть на чудо великое множество. Но именно здесь хочется пробыть долго-долго-долго, ведь атмосфера – просто волшебная! При нас в капелле происходил обряд первого Причастия – волнительность и красоту этого момента не передать! Маленькие мальчики и девочки, одетые во всё беленькое и нарядное чинно сидят рядами и важно слушают священнослужителя. Малыши чувствуют, что происходит что-то очень важное в их жизни, серьёзно раздувают щёчки, а затем втихаря пытаются друг друга ущипнуть, чуть-чуть толкнуть локотком и обязательно повертеться! Такие смешные и потешные!
Ну, а икона – это нечто! Она завораживает, как Мона Лиза в Лувре, и не одно фото этого не передаст. Можно тысячу раз смотреть на репродукцию и выучить наизусть каждую чёрточку лица Моны Лизы, но это не заменит одного взгляда на знаменитый шедевр Леонардо да Винчи. Так же и здесь – икона бесподобна, и ни одно её изображение не передаст того, что испытываешь, глядя на неё «вживую».
К сожалению, нам уже «наступают на пятки» - нужно уходить. Наверное, именно это для нас было самым большим минусом за весь день – невозможность насладиться увиденным, капеллой, иконой, детками. Быстро-быстро – и на выход!

Ну что ж, мы снова на свежем воздухе, и теперь решили подняться на колокольню. Её высота - 106 метров, построена в 1714 году в барочном стиле, и она является пятой по счёту в истории монастыря. Несколько раз страдала от пожаров, последняя её реконструкция была произведена в 1906 году. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту – это символ паулинов, по преданию, покровитель Ордена святой Павел Фивейский провёл отшельником в пустыне 90 лет, и его ежедневной пищей был лишь хлеб, приносимый вороном. А венчается шпиль крестом.
Состоит колокольня из 5 уровней, два из них украшены скульптурами – над аркадой по углам расставлены статуи святого Павла отшельника, святого Флориана, Королевича Казимира и святой королевы Ядвиги. Верхний ярус колокольни украшен скульптурами святого Льва Великого, святого  Григориа Богослова, святого Августина и святого Амвросия.
На последний пятый уровень ведёт 516 ступеней. К счастью, их все нам преодолевать не пришлось – смотровая площадка расположена ниже. И, хоть это и не самая «верхотура» колокольни, всё равно было страшновато - поднялся сильный ветер, который трепал волосы и одежду, поэтому как раз тут мы, практически не задерживаясь, сделав всего пару снимков, поспешили спуститься вниз.
Вид на монастырские строения с колокольни

В оставшееся свободное время прогуливаемся по территории комплекса. Помимо уже увиденного нами, в монастыре есть ещё много чего интересного, чего мы уже и не увидим – один экскурсионный день не позволяет вместить в себя посещение всех сокровищ Ясной Горы. Перечислю эти объекты, оставшиеся для нас «за кадром».
В первую очередь, это шикарная библиотека – здесь хранятся уникальные книги и манускрипты, в своё время коллекция книг династии Ягеллонов была завещана монастырю, и эти экземпляры до сих пор находятся в монастыре.
Сокровищница представляет из себя хранилище даров «экс-вото» (предметов, оставленных богомольцами в знак благодарности за содеянные чудеса) чрезвычайной ценности, например, здесь хранится дароносица 1542 года изготовления – дар короля Сигизмунда I-го Старого.
Рыцарский зал, возведённый в 1647 году в стиле ренессанс, в давние времена служил для приёмов.
Между Собором и Капеллой расположена Ризница, построенная в 1651 году – её своды украшают старинные фрески.
Арсенал был построен в XVII веке и в 1969 году в нём расположился Военный музей.
Ещё есть Музей, посвящённый 600-летию монастыря – в нём хранятся картины кисти монахов, изображающие сцены из жизни Ордена, коллекция музыкальных инструментов и много других ценных вещей, к примеру, медаль Нобелевской награды Леха Валенсы.
Королевские покои служили в былые времена помещением для приёма королей.
В Мариином зале и сейчас проводятся различные выставки и хранится коллекция свечей со всего мира.
В комплекс зданий так же входят и жилые помещения монахов, но в них экскурсии, естественно, не проводятся.
И, как и положено, территорию монастыря окружают стены. Они не такие давние, как основные постройки на Ясной Горе, год их создания – 1843-й. Старые «оригиналы» были разрушены русскими войсками в ходе наполеоновских войн, но позже по приказу царя Николая I стены были восстановлены, правда, в иной  форме. А первоначальные оборонные валы были сооружены постепенно, начиная с 1638 года.

И вот нас снова почему-то очень быстро кличут в автобус, причём тот, что без кондиционера! Группа опять недовольна – то не хотели ехать, теперь не хотят уезжать.
Возвращаемся в Краков – успеем ещё немного прогуляться по вечернему городу. Умиротворённые, на обратном пути слегка дремаем в автобусе, и даже те, что вначале поездки бунтовали, теперь рады, что хоть одним глазком успели взглянуть на настоящее чудо – Ченстоховскую икону Божьей Матери.

Немає коментарів:

Дописати коментар