суботу, 8 лютого 2014 р.

ГДАНСЬК, май 2008

Совершив путешествие по Скандинавским странам в мае 2008 года возвращаемся мы назад на Украину через Польшу. В течение одной ночи паром переправил нас из шведского города Нинасхамн в польский Гданськ. Позади у нас две недели утомительных переездов, насыщенных экскурсий, волнующих впечатлений и несравненных пейзажей. Одним словом – мы устали, мозг уже не в состоянии воспринимать новую информацию, а глаза - радоваться вновь увиденному. Большинство туристов предложили гиду пропустить экскурсию здесь, и прямиком ехать в Варшаву к поезду на Киев. Но мудрый Игорь ответил: «Нет! Если в другие польские города вы ещё когда-нибудь попадёте, то до Гданська вряд ли доберётесь!». И я очень благодарна экскурсоводу за решительный отказ, потому что пропустить этот волшебный город было бы обидно.
   
Гданськ – шестой по населению город Польши, в нём проживает 462 тысячи жителей. Точных данных о происхождении названия нет, по некоторым версиям оно возникло от слова «мокрота», ведь город расположен у моря, на берегах реки Мотлава. Длина Мотлавы всего 65 километров, она впадает в Вислу. В свою очередь Висла в 15 километрах от Гданська впадает в Балтийское море. «Вот и закончился круг»! Мы могли наблюдать за Вислой в Кракове, где она уже стала степенной после бурного потока, коим была в горах – исток Вислы находится на высоте 1106 метров над уровнем моря в Западных Карпатах (Моравско-Силезских Бескидах). В Варшаве мы видели Вислу ещё более полноводной. И вот теперь недалеко от Гданська она в виде ответвлений смешивается с водами мирового океана. Таким образом, Висла является самой важной и протяженной рекой Польши – её длина составляет 1047 километров. Название «Висла» учёные расшифровывают, как «течение, водный поток». Ещё одна версия происхождения названия толкуется как «весенние разливы», поскольку быстрые и высокие подъёмы уровня воды в реке часто приводили к катастрофическим наводнениям. Висла считается единственной в Польше неурегулированной рекой – сохранившей своё первозданное русло. Тем не менее, на ней расположены водохранилища, ГЭС, а так же она соединена каналами с Одрой, нашим Днепром и белорусско-литовским Неманом. В целом река неглубока, но в определённой части она является судоходной.

Поселения на месте Гданська существовали уже много веков до нашей эры, а нынешний город впервые упоминается в летописи в 997 году в жизнеописании святого Адальберта (Войцеха), епископа Праги. Именно в том году святой с христианской миссией посетил эти земли, тогда ещё принадлежащие языческой Пруссии. Отталкиваясь от этой даты, в 1997 году Гданськ отметил своё  тысячелетие, к этому событию перед оборонительной стеной было установлено небольшое «Дерево Миллениум», созданное Леонардом Дайковски по проекту Войцеха Шварца, а спонсорами проекта послужили кузнецы многих стран мира.
Дерево Тысячелетия

Гданськ – особый город в истории Польши. Именно здесь началась Вторая мировая война: 1 сентября 1939 года немецкими войсками была атакована Польская Почта и обстрелян небольшой польский гарнизон в форте Вестерплатте, расположенный около Гданьска.
Позже, спустя годы, в 1970-80х годах в Гданське прошли первые польские выступления протеста против коммунистического режима. Тогда в 1981 году электрик с гданськой судоверфи Лех Валенса возглавил забастовочный комитет, а позже стал первым президентом посткоммунистической Республики Польша. Поэтому именно Гданськ выбран представителем Польши в Брюссельском парке-музее «Мини Европа». В качестве «натуры» послужили два наиболее значимых для города памятника. Первый – «Памятник погибшим судостроителям», расположенный на площади Солидарности. Он создан в 1981 году по проекту Б.Петрушка, и представляет собой три креста высотой 42 метра с подвешенными на перекладинах якорями. К сожалению, этот памятник мы смогли увидеть только из окна автобуса.
Зато второе произведение искусства, с которого сделана копия «миниатюрной Польши», мы смогли лицезреть во всей красе - это один из символов города Фонтан Нептуна. Он создан по проекту Абрагама ван ден Блока и по инициативе тогдашнего бургомистра Гданьска Бартоломея Шазманна. Нептун символизирует связь города с морем, его фигура была отлита в 1615 году в Аугсбурге, её авторами являются скульпторы Петер Гусен и Иоанн Рогге. Впервые фонтан заработал 9 октября 1633 года, и с тех пор действовал с весны до осени в дни и часы, установленные Городским Советом. Через год в 1634 году его зачем-то окружили невысокой оградой с изображениями польских орлов и гербами Гданська. А спустя столетие, в 1757-1761 годах Иоганн Карл Штендер переделал чашу и ствол фонтана в стиле рококо, в таком виде фонтан и дошёл до наших дней (во время войны был демонтирован и позже в 1954-м вновь установлен).
С фонтаном связана местная легенда. Оказывается, Нептуну вовсе не нравилось, что люди бросают в фонтан монетки, и, однажды разгневавшись, он ударил трезубцем в воду и разбил золото на мельчайшие частицы. С тех пор золотые песчинки украшают знаменитый травяной ликер Гольдвассер, родиной которого является Гданськ. Это необычный ликёр - он будто весь искрится блестками сверкающих крупинок, кружащимися в бутылке. На самом деле эти песчинки – мелко порезанные листья, и изначально ликер предназначался исключительно для лечебных целей.
Фонтан Нептуна в Гданське

Фонтан расположен перед белоснежным Двором Артуса - в давние века он служил резиденцией купцов и ремесленников. Здание было выстроено в 1481 году, но позже, в 1617 году существенно перестроено согласно проекту создателя фонтана Абрагама ван ден Блока.
В 1945 году здание полностью сгорело, и восстановление его интерьеров продолжалось вплоть до 1998 года. Внутри, в одном из залов можно увидеть реконструированную кафельную печь работы Ежи Стельзенера, построенную в 1546 году. Её высота – 11 метров, на момент постройки она являлась самой высокой печью в Европе!

Совсем рядом расположена новая Ратуша, выстроенная в 1379 – 1382 годах на месте старой. Здание неоднократно расширялось и перестраивалось, сильно пострадало от пожара в 1556 году, было отреставрировано и… вновь полностью сожжено в 1945-м. Возрождение не подлежащего к восстановлению здания продолжалось до 1970 года, и сейчас ратуша сияет во всей красе! Полная высота башни ратуши - 81 метр, из них 35 метров составляет ренессансный купол-шлем, созданный в 1561 году мастером Дирком Данельса из Цирикзее (Зеландия). На самой вершине купола установлена позолоченная металлическая статуя короля Сигизмунда Августа. На башне есть Смотровая галерея, с которой можно полюбоваться городом, а в самой в ратуше сейчас расположен Исторический музей города.
Ратуша

Интересно, что в Гданське формировалось параллельно несколько старинных «городов», независимых друг от друга: Главный город, Старое предместье, Старый город и Молодой город. Именно поэтому в Гданське сохранилось целых три ратуши: две древних и одна новая, 1898-1901 годов постройки.
Наша Ратуша, у которой мы сейчас находимся, расположена в самом сердце Главного Города. Именно тут переходят одна в другую самые красивые пешеходные улицы Гданська - Длуга (Длинная) и Длуги Тарг (Длинный Рынок). Длинный Рынок всегда становился центром всех событий - здесь проходили торжества, приводились в действия наказания, совершались обряды посвящения в рыцари, чествовались короли. Длуги Тарг является и завершающей частью Королевского пути. Улица заканчивается великолепными Зелёными воротами, выстроенными в 1571 в виде дворца, которые предполагалось использовать в качестве королевских апартаментов. Свою прямую функцию они выполнили лишь однажды – в 1646 году здесь останавливалась Мария Людвига Гонзага, супруга короля Владислава IV. А с 1880 года в здании располагается Естествоведческий музей.

Начинается же Королевский тракт, как парадный въезд в город, у комплекса городских ворот – он осуществлялся через Высокие, Злодейские и, наконец, Золотые ворота. Последние расположены в начале улицы Длугой, они возведены в 1614 году по проекту Абрагама ван ден Блоке на месте ликвидированного рва. На аттике ворот с западной (наружной) стороны установлены скульптуры Мир, Свобода, Богатство и Слава, а с восточной стороны здание украшают Благоразумие, Набожность, Справедливость и Единогласие.
Таким образом, главные улицы как бы закрыты в своих торцах, поэтому, прогуливаясь здесь, невольно ощущаешь себя как в резной шкатулке! Ведь слева и справа – разноцветные кукольные домики с богато украшенными фасадами, которые так и манят заглянуть внутрь. Конечно же, мы не удержались – проведали несколько сувенирных лавок, книжный магазинчик и кафешку.
Длуга и Длуги Тарг

Чтобы увидеть главную святыню города, нужно свернуть с улицы Длугой немного в сторону – здесь расположен кирпичный готический костел Пресвятой Девы Марии, Мариацкий костел. Его длина - 105,5 метров! Строительство велось более 150 лет: в 1343 году было начато и завершено 28 июля 1502 года. Колокольная башня храма имеет высоту 76,6 метров, и на её верху находится наблюдательная галерея. Преодолев всего лишь около 400 ступеней, можно насладиться прекрасной панорамой города.
Костёл практически не пострадал во время штурма 1945 года, лишь обвалилась часть его сводов, впоследствии они были восстановлены, но уже в бетоне.
Одним из шедевров искусства, расположенных внутри костёла, являются знаменитые 14-метровые астрономические часы. Они созданы в 1464-1470 годах Гансом Дюрингером, и показывают время, календарь, праздники, лунные фазы и изображения планет. В полдень на циферблате появляются фигуры трёх королей, апостолов, Адама и Евы.
На заднем плане - Мариацкий костёл. Сфотографировать его "в полный рост" крайне сложно

Гданськ – портовый город, и его существование неразрывно связано с морем. Он расположен у Балтийского моря, в Гданьском Заливе, и с севера немного «прикрыт» полуостровом Хель.
Быстрому и успешному развитию города способствовало благоприятное местоположение на маршруте от Кракова к морю. Отсюда в другие части Европы экспортировались зерно и лес. А самое большое процветание Гданьска началось в 1361 году, когда город присоединился к Ганзейскому торговому союзу.
Поэтому ещё одним символом Гданська является средневековый портовый кран Журавель на Мотлаве, выстроенный в 1444 году. У него необычный вид – между двумя готическими башнями сооружена деревянная надстройка, выступающая вперёд над поверхностью реки. Такая конструкция объясняется дополнительными функциями Журавля – он так же использовался в качестве сторожевой башни и городских ворот. С помощью крана когда-то велась погрузка и разгрузка судов, а так же устанавливались корабельные мачты. Непосредственно кранов в Журавле находится два – верхний и нижний, верхний позволял поднять груз до двух тонн на высоту 27 метров, а оба крана вместе могли осилить 4 тонны на высоту 11 метров. В действие они приводились с помощью деревянного колеса, движимого силой работников. Во время войны Журавель был полностью уничтожен, сейчас в восстановленном строении располагается морской музей.
Набережная Мотлавы, крайнее правое строение – знаменитый портовый кран «Журавель»

Прогуливаемся мимо Журавля по прекрасной Длинной набережной, на которую мы попали, пройдя через Зелёные ворота. Как я люблю набережные! Вдоль реки тянутся ряды красивых домиков – здесь сейчас расположены магазинчики, сувенирные лавки. Но стоит бросить взгляд через реку, и пейзаж контрастно меняется – всего лишь узкая полоса воды отделяет нас от войны, вернее, от её последствий. На острове Складов и острове Оловянка за забором до сих пор находятся руины разбомбленных зерновых амбаров! На меня это произвело сильнейшее впечатление, ведь прошло уже 63 года (1945 – 2008)! В каком же состоянии был весь город, если часть его центра до сих пор не успели восстановить! Я много просмотрела достоверных фильмов о войне, читала книги, реалистично описывающие пережитые людьми ужасы, побывала у многих памятников, посвященных погибшим, видела картины, диорамы и панорамы, передающие в объеме театр боевых действий, осматривала вблизи различную боевую технику, окопы и огневые точки. Но эти оставшиеся до сих пор не прибранные развалины на меня оказали самое сильное впечатление – как будто я сама сейчас и сию секунду оказалась в эпицентре бомбандировки. «90% исторического центра Гданська было превращено в руины» - теперь для меня это не просто слова, а живая картинка перед глазами. Поэтому особенно отрадно видеть нарядные красивые домики – сколько же сюда вложено поляками кропотливого труда и упорства. Практически все исторические здания в Гданське – восстановленные, при этом во время работ выбирались только самые лучшие проекты домов за всю историю их существования, поэтому сейчас Гданськ – сказочный город.

Трагедия уничтожения произошла со многими польскими городами. Вся Европа пострадала от Второй мировой, и Польше досталось особенно - немцы планомерно уничтожали памятники польской культуры, подрывали дома и костёлы. Но страна возродилась заново, восстала из руин. Скурпулёзно восстановленные города – истинный подвиг поляков, ведь не все пошли по такому непростому пути. К примеру, наш родной любимый Киев, исторический центр которого так же был полностью разрушен, застроили по совершенно новому проекту – конфигурация улиц была сохранена, но появившиеся здания относятся к стилю сталинского ампира.

Заканчивается наше путешествие, подходит к концу пребывание в Польше. Мы едем по шоссе в Варшаву, и я любуюсь пейзажами за окном – разноцветные поля, луга, как у нас на Украине! До свидания, Польша!

Немає коментарів:

Дописати коментар