суботу, 8 лютого 2014 р.

Горные лыжи: СЛОВАКИЯ, март 2007

В 2007 году мы выбрались покататься на горных лыжах в Словакии. Это была очень насыщенная и интересная поездка – от пересадки в автобус с поезда и вплоть до возвращения домой.
Я не раз за собой замечала: приезжая в какое-нибудь новое место хочется воскликнуть «Это сказка!». Каждый уголок земного шара по-своему удивителен и прекрасен, не устаешь удивляться окружающему миру!
И, приехав в Словакию, одно из молодых государств Европы, мне сразу же захотелось воскликнуть: «Чудо!». Чтобы влюбиться в эту страну, времени не понадобилось совсем – окружающая красота пленяет сразу же. Дело в том, что Словакия – преимущественно горная страна, для которой характерен большой перепад высот: здесь наинизшая точка 64 метра ниже уровня моря, а наивысшая, пик Герлаховский Щит - 2674 метра.

Как только мы пересекли государственную границу, сразу же оказались в долине, окруженной горами – слева горы, справа горы и горы впереди. Картина удивительная: зеленая трава, синие горы с белыми вершинами и голубое небо. А мы посреди всей этой красоты едем в автобусе, я специально уселась на первое место – обозревать пейзаж. Постепенно дорога стала извиваться, пошла то вверх, то вниз – и вот мы уже едем по тем самым горам, которые были видны издали. Нужно сказать, что сочная зеленая трава в долине в середине марта своей красотой меня, конечно, впечатлила, но с другой стороны совсем не порадовала – ведь в Словакию мы приехали кататься на лыжах. А какие тут лыжи, если трава неестественно ядовито-зеленого цвета, будто выкрашена краской – казалось, в природе таких насыщенных цветов не существует. И по мере нашего продвижения вперед, я все пыталась выискать под елками клаптики снега. Местами он был, но для катания на лыжах в явно маловатом количестве, в голову стали приходить мысли о том, что время придется посвятить экскурсиям. В этом плане разгуляться в Словакии есть где – множество средневековых замков, аккуратненькие городки, водные курорты (аквапарки). Проезжая через городок Левоча, я рассмотрела древнюю крепостную стену – захотелось по ней полазить. Незадолго до этого огромная крепость Спишский Град нависла на нас прямо над дорогой. А как красива окружающая природа! В Словакии она очень разнообразна. Здесь есть все! Реки: Словакию  сравнивают с крышей Европы – реки берут здесь свое начало и стекают в соседние государства уже мощными потоками. Высокогорные озера (плессо), образовавшиеся еще во время таяния больших ледников – их называют глазами Татр. Многочисленные пещеры в горах, есть даже ледяные. Термальные источники. Леса, покрывающие склоны гор со своей уникальной флорой и фауной. Горы, горы, и еще раз горы, они изображены даже на гербе Словакии, три основных хребта – Татры, Матры, и Фатры. (В свою очередь Татры делятся на Высокие, Низкие и Белянские). В Словакии нет только моря!
Так что планы я строила грандиозные, скучать не придется.

Через несколько часов мы доехали до Попрада, крупного областного центра, а от него уже до нашего лыжного курорта Ясна рукой подать. Час езды – и мы въезжаем в поселок. Снега по-прежнему нет совершенно, более того – идет дождь. Я окончательно утвердилась в своем решении поездить по Словакии, может быть даже махнуть в Братиславу – столицу страны.
Начинаем подъем к нашей гостинице. Появляются пушистые красивые елки – вначале они стоят разрозненно, по мере нашего подъема растут все ближе и ближе друг к другу, и вот мы уже едем по лесу. Дорога извивается, и удивительно, как большой автобус справляется с такими маневрами. В гололед или другие сложные погодные условия здесь проехать достаточно сложно, и автобус не доставляет туристов к гостиницам. Но наш водитель уверенно продвигается вверх, я начинаю у корней деревьев снова замечать белые пятна, а еще через минут пять-десять, я чуть не прослезилась от счастья: ливень превратился в снег и слетал с неба огромными белыми лохмотьями! Снег был уже везде – на земле, на елках, в небе! Мне захотелось этот снег целовать от счастья! Тем временем мы проехали мимо одной из парковок машин, в просвете между лесом показался склон горы, и мы увидели толпы катающихся лыжников! Для меня это было настоящее чудо! В тот момент, когда я простилась с надеждой увидеть снег, он появился и приветствовал наш приезд на отдых!
Гостиница показалось мне сказочной избушкой в заснеженном лесу: она возникла среди деревьев совершенно неожиданно. Снаружи отель кажется небольшим, на самом же деле желающим отдохнуть предлагается множество номеров в двух корпусах, спортзал и даже небольшой бассейн. Гостиница полностью оправдывает своё название «Дружба» - с момента встречи и до расставания это был очень дружественный и тёплый приём.
Отель «Дружба»

В пять часов мы вышли на вечернее катание. «Дружба» располагается очень удобно – прямо на склоне горы. В номере мы обули лыжные ботинки, на крыльце гостиницы пристегнули лыжи и сразу же помчались вниз.  При свете прожекторов кататься непривычно и интересно, но в остальные дни катались только днем – уставали.

И вот торжественный момент: утром следующего дня мы выходим на большое катание. Немного времени заняла покупка ски-пассов - проездных билетов на все подъемники на пять дней, и вот мы уже в очереди на четырехместный подъемник. На таких мы еще не катались! Для нас это впервые, поэтому и я, и папа немного нервничаем – сумеем ли правильно воспользоваться техникой. Маленькие воротца открылись, давая нам путь, мы прочапали на небольшой эскалатор, подъехало сиденье, плюхнулись на него  - и уже едем вверх на станцию Конский Грун. Теперь мы специалисты по всем видам подъемников: и бугельным, и кресельным!
Подъемник

При первом же подъеме папа уронил вниз шапку, любимую. Пришлось в поисках потери спускаться прямо под подъемником по буграм среди пеньков и опорных столбов. Хорошо, что у нас есть большой опыт катания по колдобинам, приобретенный в Славском. Шапка благополучно найдена, но удовольствия от скакания по могулам (как теперь это модно называется) мы не получили совсем, всё таки сюда приехали не за этим. К концу спуска нас даже слегка укачало, пришлось возле кафешки делать привал.

После отдыха снова едем на гору, и в этот раз уже полностью наслаждаемся открывшимися красотами: искрящийся снег, синее небо и скалистые вершины вокруг! Вдалеке видны озеро Липтовская Мара, районный центр Липтов и Высокие Татры. Символ Словакии пик Кривань виднеется прямо перед нами. А Герлаховский Щит, наивысшую точку Словакии и всей Карпатской гряды, нам не видно – он находится ближе к Бельским Татрам. От красоты захватывает дух! «Лучше гор могут быть только горы…» сразу же вспоминаются слова из песни Владимира Высоцкого.
Вид на Высокие Татры. (Время на фото – после четырех часов, подъёмники уже отключены и мы на горе практически одни)

Мы находимся на небольшом плато, пик всей горы Чопок находился немножко выше. На вершину курсирует отдельный подъемник, но в связи с опасностью схода лавин в это время года он уже не работает. Особо желающие заглянуть на другой склон горы могут подняться пешком, но двести метров в лыжных ботинках идти достаточно сложно. Папа один раз осуществил этот подвиг без меня и заглянул за перевал, был очень впечатлен открывшимся видом. Таким образом, из нас троих только папа побывал на вершине Чопок высотой 2024  метра.
Отдых лыжников у кафешки

Размах курорта нас впечатлил – много комфортабельных подъемников, задействована большая территория, можно продумывать себе постоянно новые разные маршруты, склоны выглажены ротреками, регулярно из пушек подсыпается новый снег. Для нас это в диковинку – в Славском спусков значительно меньше, подъемники древние и часто ломаются, в очереди можно простоять сорок минут и больше. Поэтому здесь в Ясном мы приятно удивляемся всему и постоянно находимся в полном восторге: прекрасное катание и потрясающая природа способствуют  замечательному настроению.
В Ясном есть разные виды подъемников

Катание следующего дня началось с того же происшествия, что и вчера: на том же подъемнике я уронила лыжную палку. Вынуждена была спускаться по черному ледяному спуску с одной, это не очень приятно, все-таки я еще не профессионал в горных лыжах.

Остаток дня прошел замечательно, и все остальные дни нашего отдыха были прекрасные, наполненные яркими впечатлениями и пьянящим горным воздухом. Каждый день, возвращаясь в номер, я моментально проваливалась в дневной сон – восстанавливать силы. Настоящий активный отдых!
Склон

Но никогда не стоит забывать о безопасности! Мы с папой по своей беспечности попали в одну неприятную ситуацию. В погоне за красивыми пейзажами и интересными трассами совершенно случайно заехали на запрещенную местность, на карте обозначенную черепом с костями – предупреждение об опасности. Мы оказались на крутых скалах, а внизу обрыв. Поверхность – сплошной лед, и лыжи потихонечку соскальзывали ребрами к обрыву. Испугались не на шутку! Отстегнули лыжи и начали пытаться ботинками в снегу продолбить себе ступеньки. Не тут-то было – подо льдом скалы. Выбирались лежа по-пластунски, перехватывая руками редкие веточки какого-то наскального можжевельника и толкая перед собой снаряжение – лыжи и палки. Выбрались с большим трудом и нервным напряжением.
Но на этом наши испытания не закончились – ещё нужно вернуться к цивилизации, ведь оказались в пустынном месте. Какое-то время едем достаточно спокойно, и так добрались до лесочка. Вот тут снова началось! Трасса в лесу  проложена для сноубордистов - полностью гладко-ледяная, «вылизанная», как бобслейный желоб, с крутыми зигзугами и достаточно большим перепадом высот. А вокруг ёлки! Мы неслись на бешеной скорости, возможности притормозить нет, только перед глазами мелькают деревья, пытаешься от них увернуться, вписаться в трассу и не врезаться в ствол.
Море счастья было у нас, когда скорость замедлилась, лес поредел  и вдалеке показался подъемник. Желание было одно – добраться до гостиницы. А сделать это можно, только еще раз поднявшись на гору, и уже спустившись в нужном направлении. Стоя в очереди на подъем, мы испытали огромное удовольствие: стоим (а не мчимся) среди людей (а не в снежной пустыне). Папа даже не стремился всех растолкать и попасть быстрее на подъемник, как это обычно бывало. Уже поднимаясь вверх, мы вздыхали по очереди: «Да! Вот это попали!», «Да!».
Схема горнолыжных трасс, и я показываю, куда ехать нельзя ни в коем случае

Посередине нашего отдыха мы с Сашей сделали перерыв от лыж и отправились на экскурсию. Нам предстояло посмотреть словацкие города Кежмарок и запримеченные мной по дороге Левочу и Спишский Град.

Ранним утром мы загрузились в микроавтобусик типа «Латвия» и с небольшой группой туристов, желающих поближе познакомиться со страной, отправились в путь.
Проезжая по Высоким Татрам и глядя в окошко, я пришла в ужас. Дело в том, что в ноябре 2004 года на Высокие Татры обрушился ураган – на вершинах ветер достигал скорости 210 километров в час. В итоге были повалены практически все деревья, на отдельных участках уничтожено 95 процентов леса. Участки это совсем не маленькие – достаточно длительное время мы едем среди вывороченных пней. Будто только после войны – пустырь и сплошные корни. В отдельных местах до сих пор не вывезены распиленные брёвна, сложенные в аккуратные горки. Все-таки хорошо, что мы приехали отдыхать не сюда, здесь в Высоких Татрах кататься было бы тоскливо. Ведь красота окружающих пейзажей при катании на лыжах играют не малую роль.

КЕЖМАРОК
Первым по программе экскурсии у нас городок Кежмарок – название происходит от немецкого словосочетания «козий сыр». Когда-то здесь на рынке продавалось очень много этого продукта, а сам городок процветал и развивался. Торговля в средневековье играла очень большое значение – города основывались на пересечении торговых путей. Статус населенного пункта зависел от количества проводимых в год ярмарок, даты проведения были указаны в важных документах и хранились в городской ратуше – всё серьёзно. Однажды жители Кежмарка ради улучшения торговли пошли на серьезный обман. После одного из пожаров в ратуше они воспользовались ситуацией – при восстановлении документов вписали вместо двух три ярмарки в году. Обман раскрылся, соседи подняли скандал, и город вообще лишился права торговать. С тех пор Кежмарок постепенно утратил свое значение, и до наших дней дожил небольшим провинциальным, но очень милым и приятным городком.
Кежмарок

На центральной площади находится ратуша, украшенная по периметру диковенными существами: огромные мордочки с лягушачьими улыбающимися губами,  из небольшого туловища закручиваются русалочьи хвосты. Это дельфины! Жители Кежмарка никогда не видели этих животных, ведь моря в Словакии нет, но на ярмарки съезжались моряки и рассказывали об удивительных добрых морских существах, которые подолгу сопровождают корабли в плавании и приходят на помощь тонущим. По описаниям странников и своим представлениям кузнецы выковали металлических дельфинов, поэтому они немного странные.
"Дельфин" на башне Ратуши

В Кежмарке находится единственный в Словакии замок городского типа. В свое время этот замок был продан бывшими владельцами за огромные деньги горожанам, и жители города пошли на все, чтобы выкупить этот замок – в те времена войны и набеги монголо-татар были делом обыденным, а замок служил надежным убежищем. Замок хорошо сохранился до наших дней, в его залах сейчас расположены музеи.
Вход в замок

Случилась в этом замке и трагическая история. Вопрос отсутствия денег в те времена решался путем свадьбы-женитьбы, в нашей истории молодой человек денег не имел, но очень любил проигрывать их в карты. Найдя для себя подходящую кандидатуру – не бедную женщину старше его, звали её Ласточка, он убедил её в своей любви. Свадьба состоялась, мечты молодого человека осуществились – он начал тратить чужое состояние. Но ему хотелось большего, хотелось бесконтрольности – жена все-таки ограничивала его в тратах. И он искал какого-нибудь предлога, малейшего повода, и когда надоело ждать, воспользовался первой возможностью, чтобы изолировать жену. Как-то жена, глядя с замка на Татры, воскликнула: «Хочу посмотреть поближе на эти величественные вершины!». В это время в горы была собрана исследовательская экспедиция, и Ласточка отправилась с ними. А по возвращению муж устроил скандал со сценами ревности, и заточил её в одной из башен. В небольшой комнатке женщина безвылазно провела шесть лет, одним утешением её было смотреть на так полюбившиеся ей Высокие Татры, которые стоили ей свободы.
Вид с замка на Высокие Татры

Нашли Ласточку совершенно случайно. За несколько лет муж растратил все деньги, и замок был передан за долги  новым хозяевам, вот тогда и обнаружили в одной из комнат запертую бывшую хозяйку замка. После освобождения прожила Ласточка совсем недолго. Вот такая грустная история.
Внутренний двор замка в Кежмарке

ЛЕВОЧА
Следующим по посещению у нас город Левоча – именно с ним соперничал Кежмарок по проведению ярмарок. На центральной площади здесь так же сохранилась ратуша и находится собор святого Якуба. Наиглавнейшая достопримечательность этого готического собора – алтарь 18,6 м. Мастер Павел вырезал его из цельного куска дерева, изобразив фигуры святого Иакова, девы Марии и Марии Магдалины. Есть здесь и уникальная деревянная икона того же мастера, представляющая нам Вифлеемский сарай – рождение Иисуса Христа. Фрагмент этой иконы знают все словаки и гости страны – профиль Марии изображен на купюре в 100 словацких крон.
Левоча

В свободное время в Левоче мы отправились исследовать крепостные стены, которые видели из окна автобуса во время приезда в Словакию. Они хорошо сохранились на протяжении двух километров – это уникальный для Европы случай. Стена двухярусная, а между ними – газон, на котором детки играют в футбол. Состояние стены удручающее – требуется срочная реставрация, поэтому из окон автобуса конструкция смотрится привлекательнее, чем на самом деле, но полазить по ней интересно.

СПИШСКИЙ ГРАД
Стены крепости

И последний наш пункт назначения по программе экскурсии – огромная крепость Спишский Град. На территории Словакии крепости строились не для постоянного проживания. Они носили оборонный характер – служили убежищем как для знати, так и для простолюдинов. Во время нашествия монголо-татар сюда поднималось из близлежащих деревень все местное население, и лишь когда опасность отступала, возвращались к своему жилью.  Поэтому крепости строились на скалистых горах, в труднодоступных местах – для защиты. Позже, в более мирное время, замки использовались, как загородные резиденции – для летнего отдыха, для выездов на охоту.  Ведь расстояние, которое мы на автобусике проехали за несколько часов, проскакать на лошадях займет гораздо дольше времени. Часто крупные феодалы выезжали на охоту со своих постоянных мест жительства, но вернуться в те же сутки домой не успевали, вот и строили себе такие охотничьи домики – крепости площадью несколько гектар. Крепость Спишский Град строилась из всех этих соображений – она никогда не была жилой постоянно. Это самая большая крепость в Словакии и одна из наиболее крупных в Европе – ее площадь 4 гектара. Самые древние сведения о замке относят к 1120 году. В период татарского нашествия замок не пострадал. Позднее он стал резиденцией управляющих Спишским районом: родов Турзо, Запольских и Чаки. Стефан Запольский превратил замок в аристократический дворец с рыцарским залом. Но из-за небрежности пьяных солдат в одну из ночей 1780 года в замке случился большой пожар. Семья Чаки, владевшая замком на тот момент, не стала устранять последствия разрушений. С тех пор крепость уже не восстанавливалась, а только приходила в упадок – местные жители растаскивали камни для строительства своих домов. Восстановление началось в 70-х годах. Говорят, здесь нет привычных туристу экскурсоводов и смотрителей музея. Тут все обязанности берут на себя рыцари, звездочёты, принцессы, волшебники. Но мы приехали в замок не в туристический сезон, поэтому волшебников не увидели. Только знаем, что иногда здесь проводятся увлекательные пышные костюмированные рыцарские турниры. Крепость восстанавливается, она и сейчас впечатляет своей мощью, а когда работы будут полностью завершены – это будет уникальное место.
Во дворе Спишского Града

ДЕМЬЯНОВСКАЯ ПЕЩЕРА
В последний день пребывания в Словакии мы с Сашей отправились самостоятельно на экскурсию в Демьяновскую пещеру Свободы. Наша экскурсия началась с приключения – рейсовый автобус не приехал. Поэтому мы упросили водителя автобуса другого маршрута (Ясна – Аквапарк) подвезти нас. Не смотря на то, что маршрут в любом случае лежит мимо пещер (другой дороги нет), водитель долго сопротивлялся: «Не положено! Я не могу делать там остановка!». Но мы его уговорили, и вот едем!

Еще на остановке мы познакомились с ребятами, тоже направляющимися в пещеру – в компании ехать веселее. Обмениваясь впечатлениями об отдыхе, продолжаем путь. И вот незадача – наш автобус попал в пробку! Дорога в горах узкая, туристы напарковали машины очень плотно, и два автобуса на повороте не могут разминуться. Никто из водителей сдать назад уже не может – сзади собрались вереницы машин. После небольшого совещания мы приняли решение упорно двигаться к цели – идти пешком. Хотя задумались на счет возвращения домой – рассосется ли пробка, ведь нас должны будут везти на поезд! На свой страх и риск, обойдя все стоящие машины, весело потопали вниз. Одна из проезжающих мимо машин приостановилась, и водитель предложил нас подвезти – вот такие словаки дружелюбные. Возникли сомненья, поместимся ли в небольшую машину, но ничего, влезли, хотя пришлось плотно утрамбоваться. По дороге завязалась непринужденная беседа, и выяснилось, что водитель – поклонник украинской нации, в общении перешел на чистый украинский язык и начал расспрашивать про Котляревского. Собеседники из нас получились не ахти – «Енеїду» процитировать никто не смог.
Ехать оказалось совсем недолго, мы быстро добрались до пещер, и наш новый знакомый припарковал машину.

Мы преодолели высокий подъем и оказались у входа в недра горы. Тут нас подстерегала очередная проблема – работники заявили, что людей мало, сеанса на 10 часов не будет. И это после того, как мы преодолели столько препятствий: уговорили водителя автобуса нас подвезти, попали в пробку, шли пешком! Теперь упрашиваем пустить нас внутрь. «Мало людей!», - твердит кассир. А набралось уже человек пятнадцать! Но работник упрямится: «Много, это когда вся площадка заполнена! Человек сто!». Где ж мы столько возьмём? Когда мы уже отчаялись и собрались уходить, работники сжалились, продали билеты и объявили начало сеанса.
Наконец-то мы прорвались внутрь!

Бороться за это стоило – нам открылись необычайные красоты! Нас встречает шумящий водопад – струи воды низвергаются вертикально, чтобы его увидеть, нам включают красивую подсветку. Позже по дороге нам встретился каменный водопад – просачивающиеся местами капли вылизали стены причудливым образом, будто текущие воды действительно внезапно окаменели.
В самом начале пещера огромная – глыбы камня сходятся над нами на высоте до десяти метров, но постепенно мы продвигаемся дальше и оказываемся в таких узких местах, что приходится протискиваться сквозь близко прилегающие стены. Нас провели по увлекательному маршруту протяженностью 1200 метров. Со сводов свисают причудливые сталактиты, с выступов торчат сталагмиты, в зависимости от нашего продвижения по пещере они меняют свою форму и цвет. Все стены – в ажурных узорах, можно рассмотреть загадочные деревья с густыми кронами, иногда перевернутыми вверх корнями, где-то находим улыбающиеся лица. По дороге нам встречаются небольшие озерца с прозрачнейшей водой – только бросая монетку по кругам на воде можно определить уровень озерка. А в глубине пещеры течет река Демьяновка, она берет свое начало прямо здесь, её воды настолько чистые, что для производства пива и местных напитков берут воду из этой реки. От названия речки называется вся пещера, и  окружающая местность – Демьяновская долина.
Умелые работники сделали изощренную подсветку, подчеркивающую красоту и уникальность каждого открывающегося нам природного экспоната – реки, озера и водопады окрашиваются в необычные цвета.
Рассматривая интересные подземные красоты, мы и не заметили, как пролетело время. И вот мы уже выбрались из-под земли на свежий воздух.
Демьяновская пещера Свободы

Шел дождь. Мы сели на рейсовый автобус и стали подниматься в горы к гостинице. Пробка к этому времени рассосалась, ура! Уезжать всегда грустно. Поднимаемся на автобусе в последний раз в нашу гостиницу, которая служила нам домом все десять дней отдыха.  Как и в день нашего приезда, по мере нашего подъема дождь превратился в снег, и теперь падал красивыми хлопьями. Курорт Ясна приветствовал нас снегом в день приезда и прощался с нами сегодня! До свиданья, Словакия, до новых встреч! Яркие впечатления от замечательного отдыха навсегда останутся с нами!